1 февраля 2018

Выбор критика: музыкальные события февраля от Гюляры Садых-заде

Фото: mariinsky.ru

В феврале Петербург музыкальный начинает медленно пробуждаться от долгой январской спячки: постпраздничные и новогодние ленивые дни позади, пора возвращаться к активной деятельности.

Впрочем, столь длинный переходный период – специфика именно петербургской филармонической жизни. В Москве, и уж тем более в европейских столицах, концертно-театральный процесс практически не прерывается. С начала января ведущие оперные театры в европейских столицах наперебой представляют премьеры, одна интересней другой. Тогда как в Мариинском театре с начала сезона – то есть с сентября! – не случилось ни одного полноценного, крупноформатного нового спектакля. Не считать же за таковой возобновление «Бенвенуто Челлини» Берлиоза – спектакль Василия Бархатова 2007 года – который поставлен, к тому же, в Концертном зале «Мариинский-3», не слишком пригодном для спектаклей. Справедливости ради, отметим, однако, что с начала сезона в Мариинском прошла пара-тройка одноактных камерных спектаклей, типа моцартовского зингшпиля «Директор театра», поставленных силами Академии молодых певцов при театре – но в формате semistage. И в обозримом будущем ни одной новой оперной постановки в Мариинском театре не предвидится: ближайшая премьера – «Необитаемый остров» по опере Гайдна 9 февраля – пройдет все в том же Концертном зале и будет исполнена силами молодых певцов из Академии.

Однако если пристальнее вглядеться в афишу, кое-что интересное по части концертов все же обнаружить можно. Представляем список музыкальных событий февраля, которые обещают оказаться вполне качественными по воплощению и исполнению.

1. 6 февраля в КЗ «Мариинский-3» Готье Капюсон, один из самых известных виолончелистов среднего поколения, вместе с пианистом Жеромом Дюкро представит камерную программу, составленную почти сплошь из французской музыки.

Редко звучащая Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси соседствует в ней с поэтичным «Размышлением» Массне из оперы «Таис», «Элегия» Форе – с меланхолическим «Лебедем» Сен-Санса из «Карнавала животных»: тем самым «Лебедем», под музыку которого так плавно плыла, изящно изгибая волнистые руки, великая Майя Плисецкая. Французский колорит напоследок слегка нарушит «Большое танго» Астора Пьяццолы; а в заключение вечера, в качестве уместного «русского акцента» прозвучит Виолончельная соната Сергея Рахманинова.

2. 13 февраля на Новой сцене «Мариинский-2» покажут легендарный спектакль Дмитрия Чернякова по опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Фактически, это первая крупная работа режиссера (если не считать камерный спектакль «Молодой Давид» по опере Кобекина в Новосибирском оперном театре), ныне обретшего мировую известность и работающего с лучшими оперными домами Европы и Америки. С момента премьеры «Китежа» в 2001 году спектакль, лишенный авторского присмотра, неизбежно многое утратил в смысле деталей сценического текста – да и в смысле исполнения тоже. Но кое-что и приобрел: на Новой сцене декорации Чернякова смотрятся гораздо выигрышнее. Как бы то ни было, а увидеть спектакль, на мой взгляд, стоит. Хотя бы для того, чтобы лично оценить прелесть музыки Римского-Корсакова, ощутить метафизику «русского Парсифаля», узнать режиссерскую манеру молодого Чернякова. То, как виртуозно он работает с пространством, послойно раскрывая его в глубину в сцене смерти и преображения Февронии; как психологически точно ставит страшную сцену нашествия и выстраивает поведенческие модели персонажей в сцене Малого Китежа. Персонажей, в которых мы с ноющей болью узнаем наших современников и самих себя.

3. 11, 15, 18 и 25 февраля в берлинской Штаатсопер-Унтер-ден Линден, недавно открывшейся после долгой реконструкции – премьера «Тристана и Изольды» в постановке Дмитрия Чернякова, которая имеет шансы стать сенсацией сезона.

Одна из самых эзотерических опер Вагнера окутана мистическим ореолом: в ней царит таинственный мрак ночи, а любовь сильна как смерть. Любовники, испившие волшебный напиток, бегут от солнечного света, приветствуют ночь и смерть – таково смысловое ядро сочинения, которое Вагнер почитал за лучшее из созданного им. «Тристан» для слушателя – это вызов; здесь требуется бесстрашие – чтобы пристально всматриваться в метафизические глубины, которые открываются в этой опере. И умение концентрировать внимание – чтобы не отрываясь следить за извивами «бесконечной мелодии» Вагнера и судьбой вагнеровских лейтмотивов.

Для Дмитрия Чернякова это второй опыт обращения к опере. Своего первого «Тристана» он поставил в 2005 году на сцене Мариинского театра: спектакль пару лет назад был возобновлен на Новой сцене. Будет ли берлинский «Тристан» повторением того, давнишнего «Тристана» – вопрос, на который мы скоро получим ответ. Для музыкального руководителя Штаатсопер Даниэля Баренбойма это уже шестой «Тристан» в его долгой карьере.

Главные партии споют ведущие вагнеровские певцы, Андреас Шагер и Аня Кампе. В партии Короля Марка выступит выдающийся датский бас Стефен Миллинг, в партии Брангены – Екатерина Губанова. К слову, она пела эту партию и в спектакле Мариинского театра.

4. 15 февраля в КЗ «Мариинский-3» – вокальный вечер, который никак нельзя пропустить. Ведущая примадонна театра Екатерина Семенчук споет цикл Глинки «Прощание с Петербургом» и цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Весомый дополнительный повод к посещению концерта – участие в нем одного из лучших концертмейстеров наших дней, Семена Скигина. Замечательно тонкий и умный пианист, он чутко чувствует природу и поэтику русского романса. А уж как эффектно споет Семенчук цикл Мусоргского – особенно финальную песню, «Полководец», с ее-то неукротимым темпераментом – можно себе представить. Влажное, темное, грудное меццо, с нутряными низкими нотами идеально подходит как к партиям Далилы и Азучены – так и к элегическим романсам Глинки и вокально-драматическим сценам Мусоргского.

5. 14 и 16 февраля в Большом зале Петербургской филармонии выступает Андраш Шифф, пианист, сделавший себе имя в 90-е годы прошлого века и с той поры прочно вошедший в мировую фортепианную элиту.

Шифф приезжает в Петербург приблизительно раз в два года – всегда по приглашению фонда «Музыкальный Олимп» – и в целом его выступления не разочаровывают. Шифф обожает играть монографические циклы, составленные из всех сонат Моцарта или Бетховена, или сыграть в нескольких концертах все клавирные сочинения Баха – каковой подвиг он однажды совершил, будучи пианистом-резидентом знаменитого Летнего Люцернского фестиваля. Шифф чужд внешнего блеска и виртуозности во имя виртуозности: его музыкантская натура нежна и чувствительна, как полевой цветок, а игра всегда исключительно содержательна. Пианист ведет заинтересованный интеллектуальный диалог с автором – и за этой беседой, вынесенной на концертную эстраду, всегда увлекательно наблюдать.

Программы клавирабендов Шиффа поражают циклопическими масштабами. К тому же он обожает играть «на бис». Иногда эти бисы складываются в полноценное третье отделение концерта. В этот раз Шифф сыграет две разных программы в два вечера; они составлены из сочинений Мендельсона, Бетховена, Брамса, Баха и Шумана.

Стоит сходить на оба концерта, если есть возможность: ведь в первый вечер Шифф сыграет 24ю сонату Бетховена и Английскую сюиту Баха, а во второй – 26-ю сонату Бетховена и пьесы Брамса ор. 117 и 118 – пожалуй, лучшее, что создал композитор в жанре фортепианной миниатюры.

6. 15, 16, 17 и 18 февраля на исторической сцене Большого театра в Москве – премьера «Пиковой дамы» Чайковского в постановке Римаса Туминаса – литовского режиссера московской выделки, ныне возглавляющего театр им. Вахтангова.

За дирижерский пульт встанет нынешний музыкальный руководитель Большого театра – Туган Сохиев, окончивший, между прочим, Петербургскую консерваторию. Постановочную команду подобрали сильную: имена художницы по костюмам Марии Даниловой и художника по свету Дамира Исмагилова в премьерной афише говорят сами за себя.

Правда, пока не объявлен состав исполнителей. Но можно не сомневаться, что на такую статусную премьеру Большой театр выставит лучшее из возможного. Однако, есть и опасения: тем, кто хоть сколько-нибудь знаком с творческой манерой и стилистикой Римаса Туминаса – к слову, уже имеющего некоторый опыт в качестве оперного режиссера – может показаться, что семантика и музыкальный материал «Пиковой дамы» чужды и не вполне органичны природе его дарования. Впрочем, поживем – увидим; а вдруг все сложится хорошо?

7. 21, 23, 25 и 27 февраля на Новой сцене Большого театра в Москве пройдет серия спектаклей по опере Бенджамина Бриттена «Билли Бадд».

Нашумевшая в прошлом сезоне постановка Дэвида Олдена – это копродукция с Английской национальной Оперой и Немецкой Оперой Берлин – что само по себе, свидетельствует о качестве спектакля. Судя по шквалу положительной критики, спектакль имеет все шансы попасть в список номинантов «Золотой Маски» сезона 2016/17 – и понятно, почему. Олден создал по-настоящему впечатляющее зрелище: суровый мужской мир военного корабля, в котором нет места жалости и состраданию сродни монастырю, также замкнут и отчужден, живет по строгому уставу. И совсем нет женщин, чтобы хоть как-то смягчить жестокие нравы. Ненависть торжествует, невинность попрана и гибнет; юный и наивный Билли Бадд, любимец команды, становится мучеником, его истязатель Клаггерт – садистом-мучителем, Капитан Вир – чуть ли не Понтием Пилатом, умывающим руки в сцене военного трибунала. В спектакле поют как российские, так и приглашенные солисты. Особенно хорош в партии Капитана Вира замечательный Джон Дашак; он же пел эту партию в спектакле Баварской оперы около десяти лет тому назад.


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото обложки: mariinsky.ru