5 июля 2019

Выбор критика: музыкальные события июля от Гюляры Садых-заде

Composer George Benjamin at his home in Maida Vale, for the Saturday Review My Space feature.

В июле вал эксклюзивных концертов и премьер в музыкальной жизни обеих столиц постепенно иссякает. Филармонические залы завершают сезон, догорают «Звёзды белых ночей» в Мариинском театре, ведущие оркестры разъезжаются на гастроли по европейским фестивалям.

Двумя концертами двух оркестров, ЗКР и АСО, закрыла сезон Петербургская филармония. За пульт первого филармонического коллектива встал его многолетний шеф — худрук Филармонии и главный дирижёр, Юрий Темирканов.

Игорь Левит. Фото: Робби Лоуренс. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программе значились Вторая симфония Рахманинова и Второй фортепианный концерт Прокофьева, в котором солировал Игорь Левит, пианист, чья европейская слава только сейчас достигла Петербурга. Левит был назван «инструменталистом года» Королевским филармоническим обществом в Лондоне и станет артистом в резиденции в Барбикане в надвигающемся сезоне 2019/2020. Летом у него запланировано обширное турне; в частности, он выступит на Зальцбургском и Люцернском фестивалях, где сыграет абсолютно разные программы. Мегапроект — цикл сольных концертов, на которых Левит представит все 32 сонаты Бетховена, — начнётся в Люцерне и продолжится там же, на фестивале, следующим летом.

В Мариинском театре вплоть до 21 июля идёт фестиваль «Звёзды белых ночей»: по продолжительности он превосходит даже самые масштабные европейские фестивали, так как длится более двух месяцев, с конца мая. А далее, вплоть до середины августа, площадка будет отдана спектаклям, привезённым с Приморской сцены — филиала Мариинского театра во Владивостоке.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

«Уроки любви и жестокости»
9 июля, Концертный зал

Мировая премьера третьей оперы известного британского композитора Джорджа Бенджамина на либретто Мартина Кримпа «Уроки любви и жестокости» прошла в мае 2018 года в лондонском театре Ковент-Гарден. Вслед за ней состоялись переносы спектакля Кэти Митчелл на оперные сцены Гамбурга, Лиона, Чикаго и Барселоны. Причем если за дирижёрском пультом в Лондоне стоял автор, то уже в Гамбурге спектаклем дирижировал Кент Нагано. По той же схеме — продвижение готового спектакля на ведущие оперные сцены — происходило и триумфальное шествие по Европе второй оперы Бенджамина, «Написано на коже», либретто которой было основано на старинной окситанской легенде.

Сейчас, после прочного, закреплённого третьей оперой, успеха, Бенджамин уверенно проходит по разряду живых классиков XXI века. Так что услышать его новую оперу, безусловно, стоит, даже и в концертном исполнении. В Петербург её привозят по случаю перекрёстного Года музыки Великобритании и России, — правда, совсем с другими исполнителями: на лондонской премьере партию Изабель исполняла Барбара Ханниган.

«Уроки» и впрямь жёсткая вещь, до краёв наполненная насилием, унижениями и фрустрациями. Герои изживают их, проливая кровь, пытая и устраивая заговоры при королевском дворе. Текст Кримпа, постоянного либреттиста Бенджамина, основан на пьесе драматурга елизаветинской эпохи Кристофера Марло «Эдуард II»; и в нём сугубо подчёркиваются и нетрадиционная сексуальная ориентация короля, и его слабость, изнеженность и капризность, которые породили недовольство подданных и ропот придворных. Но когда король низложен и его подвергают пыткам и казни, в душе невольно просыпается сочувствие к поверженному венценосцу, ведь его враги не знают жалости. В заговоре участвуют королева Изабель и её честолюбивый любовник — лорд Гавестон. Именно они учат жестокости и беспощадности юного отпрыска короля, в надежде, что им будет легко манипулировать им. Но первое, что делает новый правитель Англии, — убивает Гавестона и удаляет от себя преступную мать, в полном соответствии с уроками, полученными от старших.

В Петербурге главные партии поют Марк Стоун (Король), Сюзанна Харрелл (Изабель), Росс Рамгобин (Гавестон) и Тоби Спенс (Мортимер). За пульт Лондонского камерного оркестра встанет Оливер Зеффман.

Сольный концерт Алексея Володина
10 июля, Концертный зал

Алексей Володин. Фото: Валентин Барановский. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Карьера Алексея Володина, пианиста с петербургскими корнями и московской выучкой, лауреата нескольких весьма престижных конкурсов (назовём лишь один — Гёзы Анды в Цюрихе), развивается вполне благополучно и в Европе, и в Новом Свете. Его ведёт весьма влиятельное агентство HarrisonParrott, а в Испании и Португалии — испанское Agencia Camera. Володин — частый гость на разнообразных фестивалях, а в Петербург, на «Звёзды белых ночей», приезжает практически каждый год. Исполнительскую манеру его отличают взвешенность и каноничность интерпретаций и техническое мастерство. Особенно же он хорош в классическом репертуаре, так что рекомендую послушать в его исполнении 49-ю сонату Гайдна ми-бемоль мажор и 18-ю сонату Бетховена в той же тональности. Второе отделение отдано Шопену: Полонез, Ноктюрн, Баркарола, четыре этюда и Скерцо № 2 си-бемоль минор.

«Дон Карлос»
12 июля, Новая сцена

«Дон Карлос». Фото: Наталья Разина. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Одну из лучших опер Джузеппе Верди — «Дон Карлос» — дают под занавес сезона, с лучшим вокальным составом, который только может быть в труппе Мариинского театра, и с Валерием Гергиевым за пультом. Приглашённый певец — лишь один, тенор Нажмиддин Мавлянов, солист «Стасика» (Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко), он споёт титульную партию принца Карлоса. Партию короля Филиппа исполнит Евгений Никитин, Родриго — Владислав Сулимский, принцессы Эболи — Юлия Маточкина, в партии Елизаветы Валуа — Татьяна Сержан, сделавшая впечатляющую международную карьеру.

«Дон Карлос» — несомненный шедевр Верди, предвосхищающий многие открытия «Аиды» и «Отелло». Страсти кипят, экстремально яркие характеры развиваются в столкновениях и конфликтах, жизнь испанского двора, с его мрачными тайнами и коварными интригами, предстаёт в череде драматичнейших эпизодов, политика и любовь причудливо переплетены. У каждого персонажа — масса разноречивых мотиваций, так что «Карлос», особенно если ставить его в первой, «французской» редакции — пять актов с балетом, — скорее напоминает оперный роман: многослойный, с разветвлёнными сюжетными линиями.

Верди недвусмысленно артикулирует в монументальном опусе, слепленном по калькам «большой французской оперы» в духе Мейербера, тираноборческие и антиклерикальные мотивы. Ещё в середине XIX века итальянский гений наглядно продемонстрировал, к какому изуверству и произволу приводит сращение церкви и государства: один институт власти покрывает и поддерживает другой, и вместе два жёрнова властной машины перемалывают личность.

Сговор Великого инквизитора и короля Филиппа в ночной тиши приводит к гибели двух положительных героев: романтика-идеалиста Карлоса и расчётливого политика «новой формации», маркиза ди Позы. В опере пылают костры инквизиции, а в финале авторитет церкви в критический момент народного бунта подпирает ослабевшую королевскую власть.

Постановка Мариинского театра 2012 года основана на позднейшей, так называемой моденской редакции — пять актов, без балета, но с прологом, где происходит завязка драмы, определяющая её ход и логику развития характеров. Ставила спектакль итальянская команда, возглавляемая маститым режиссёром Джорджо Барберио Корсетти.

Сольный концерт Дмитрия Маслеева
21 июля, Концертный зал

Дмитрий Маслеев. Фото: Наталья Разина. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Дмитрий Маслеев, тонкий и чувствительный музыкант скорее лирического плана, стал победителем прошлого, XV Международного конкурса Чайковского, неожиданно для многих обойдя несомненных фаворитов — Лукаса Генюшаса и Джорджа Ли — в третьем туре. Сейчас, спустя четыре года, он приедет в Петербург состоявшимся и вполне востребованным музыкантом, чтобы презентовать объёмную сольную программу, составленную из сонат Прокофьева, Метнера и Мясковского. Дополнят её Ноктюрн и Полонез Шопена и «Испанская рапсодия» Листа. Интересно будет оценить эволюцию музыканта, которому победа на конкурсе далась очень нелегко.

МОСКВА

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей»
6, 13 июля, город Истра, Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»

Андрей Борейко с Госоркестром им. Светланова. Фото: Роман Гончаров

Open-air-фестиваль проводится в живописном парковом пространстве подле Ново-Иерусалимского монастыря уже во второй раз. Придумали его композитор Максим Дунаевский и дирижёр Василий Петренко: один руководит ныне Московской областной филармонией, другой же — главный приглашённый дирижёр Госоркестра имени Светланова и глава трёх статусных европейских оркестров.

Концепция фестиваля проста, но действенна: музыка прекрасно сочетается с природой и красивыми ландшафтами, это безошибочный рецепт успеха для многих европейских фестивалей. Главное — чтобы не было дождя.

Три симфонических вечера — три Пятые симфонии — три инструментальных концерта — три разных дирижёра, и все они выступают с одним оркестром — ГАСО. Первый концерт состоялся 30 июня, с Василием Петренко, исполнившим Пятую симфонию Малера.

Владимир Юровский. Фото: Вера Журавлёва

Второй концерт проведёт сам Владимир Юровский, художественный руководитель Госоркестра: в программе — Пятая симфония Чайковского и Первый скрипичный концерт Шостаковича, в котором солирует неукротимая Алина Ибрагимова.

Заключительный концерт фестиваля проведёт 13 июля Андрей Борейко, известный дирижёр с польскими корнями, учившийся в Петербургской консерватории, как и Василий Петренко. Он исполнит с Госоркестром Пятую симфонию Прокофьева и увертюру Римского-Корсакова «Светлый праздник». В Скрипичном концерте Мендельсона сольную партию сыграет Илья Грингольц.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: Джордж Бенджамин. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра