Выбор критика: музыкальные события июня от Гюляры Садых-заде

c46e3f08062e48b1bc2bcca97087

Июнь – благодатный месяц для проведения фестивалей: в городе наступает лучшее время года – белые ночи. К пику туристического сезона театры и залы готовят важные премьеры и увлекательные концертные программы. 

Поэтому конец музыкально-театрального сезона оказывается его кульминацией: в Петербургской Филармонии проходит фестиваль «Музыкальная коллекция», а в Мариинском театре с конца мая начинается масштабный, растянутый более чем на два месяца фестиваль «Звезды белых ночей».

В Петербурге

«Звезды белых ночей». 23 мая – 29 июля

В этом году подробности программы не раскрывали вплоть до открытия фестиваля; даже теперь в афишу все еще добавляются новые концерты и спектакли, хотя «Звезды» в самом разгаре. Июнь обещает массу интересного: парочку важных оперных премьер, разножанровые концерты с участием превосходных солистов – таких как пианисты Даниил Трифонов и Люка Дебарг, скрипачи Даниэль Лозакович и Кристоф Барати – словом, тех, с кем в последние годы особенно охотно выступает худрук фестиваля и театра Валерий Гергиев.

11 июня

Немецкий баритон Матиас Гёрне, спевший прошлым летом партию Воццека в одноименной опере Альбана Берга на Зальцбургском фестивале, считается одним из лучших на сегодняшний день исполнителем немецких Lieder. Вместе с пианистом Даниилом Трифоновым он подготовил изысканную программу, в которой «Четыре песни» нововенца Альбана Берга гармонично сочетаются с «Четырьмя строгими напевами» Йоханнеса Брамса и ультрапопулярным романтическим циклом Роберта Шумана «Любовь поэта». А «Три стихотворения Микеланджело» австрийца-постромантика Гуго Вольфа отлично рифмуются с фрагментами из «Сюиты на стихи Микеланджело Буонаротти» Шостаковича. Программа обыграна в ходе европейского турне и выверена до последней запятой. Стоит сходить на Liederabend, чтобы лично оценить степень аутентичности исполнения немецких песен русско-немецким дуэтом.

15 июня

В «Макбете» Верди – мрачноватом, но не лишенном своеобразного готического обаяния и сдержанной выразительности спектакле британца Дэвида МакВикара – выступит звездная пара Анна Нетребко (Леди Макбет) и ее супруг Юсиф Эйвазов (Макдуф). К ним присоединятся отличные певцы: партию Макбета споет Владислав Сулимский, один из лучших вердиевских баритонов в труппе Мариинского театра и великолепный бас международного класса Михаил Петренко (Банко). Певческий ансамбль складывается экстраординарный по качеству. Если же добавить, что за пульт Мариинского оркестра встанет Валерий Гергиев, который очень убедительно передает горделивый дух и маршеобразные ритмы, пронизывающие партитуру ранней оперы Верди, то становится понятно, что пропускать такое событие никак нельзя.

19 июня

Живой классик Родион Щедрин занимает особое место в табели о рангах, принятой в Мариинском театре. Фактически, Щедрин – композитор-резидент театра, бессрочно назначенный на эту должность Валерием Гергиевым и исправно поставляющий театру то новую оперу, то концертный номер. В театре бережно сохраняются в репертуаре такие важные оперы Щедрина как «Очарованный странник», «Мертвые души», «Левша», «Рождественская сказка». Последняя из опер поставлена в прошлом сезоне – это ранняя лирико-комическая частушечная опера Щедрина «Не только любовь».

Монографическая программа симфонического концерта составлена затейливо. Первый номер — развернутая концертная ария «Таня-Катя», основанная на интонациях «жестокого романса» и русской протяжной песни. «Романс» — так обозначил жанр арии автор — исполнит любимая певица Родиона Константиновича Пелагея Куренная, мастерски справляющаяся с безумно сложной тесситурой, изобилующей экстремально высокими нотами и громадными скачками в вокальной партии. Продолжит концерт петербургская премьера пьесы «Балалаечка-минорочка» и Двойной концерт для виолочели и фортепиано с оркестром: солисты – Александр Рамм и Сергей Редькин, за пультом – Валерий Гергиев.

21 и 24 июня

На Новой сцене «Мариинский-2» состоится вторая фестивальная премьера: «Царскую невесту», одну из самых пронзительных, психологически напряженных и жалостных опер Римского-Корсакова, поставит ярославский режиссер Александр Кузин в сотрудничестве с маститым художником-сценографом Александром Орловым и художницей по костюмам Ириной Чередниковой. По известности Кузин несколько уступает Орлову и Чередниковой, награжденным многочисленными премиями и уже давно вращающимся в высших кругах столичной российской театральной элиты. Однако после успеха, казалось бы, скромного по антуражу спектакля «Не только любовь» по опере Щедрина, поставленного Кузиным в Концертном зале «Мариинский-3» с минимальными затратами при максимальной художественной отдаче, ему, очевидно, решили выдать карт-бланш на большую и дорогую постановку. Интересно посмотреть, как Кузин справится с вызовами огромной Новой сцены: на ней потребуется совсем иное масштабирование массовых хоровых сцен, иные принципы мизансценирования, в целом. Состав исполнителей до сих пор не объявлен: впрочем, для театра, доводящего до сведения общественности примерную программу фестиваля за неделю до открытия, это норма. На сегодняшний день в труппе имеются две великолепных кандидатки на партию страстной и страдающей Любаши: это Ольга Бородина и Екатерина Семенчук. Что вовсе не означает, что одну из них поставят на партию: вполне возможно, что Любашу выберут из молодой когорты выпускниц Академии молодых оперных певцов при театре. Кто споет партию Марфы и Грязного – остается лишь гадать.

24 и 26 июня

После стремительного марш-броска по трем городам Швейцарии – Люцерн, Цюрих, Женева, в которых оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева исполнил цикл из всех шести симфоний Чайковского – решено повторить цикл на отечественной почве. Гергиев, как говорится, «собаку съел» на симфониях Чайковского: запись всего цикла в парижском Зале Плейель до сих пор крутят по каналу Mezzo – она пользуется успехом. К сожалению, пока известны лишь две даты из запланированного цикла: полная программа не объявлена до сих пор. Однако на концерты стоит сходить по двум причинам. Первая – 24 июня юный талант Даниэль Лозакович солирует в Скрипичном концерте Чайковского, а 26-го июня виолончелист Нарек Ахназарян сыграет сольную партию в «Вариациях на тему рококо»; после чего исполнят программную симфонию Чайковского «Манфред».

28 июня

В афише фестиваля внезапно возникла третья, причем мировая оперная премьера: «Затмение» Александра Раскатова. В прошлом – московского композитора, ученика профессора Лемана, члена группы «АСМ-2», возникшей в недрах Союза композиторов Москвы по инициативе Эдисона Денисова в 80-х годах прошлого века. Последние 23 года живет в Европе, славится своим умением получать выгодные и престижные заказы от влиятельных музыкальных институций; в 1998 году Раскатову была присуждена композиторская премия Зальцбургского Пасхального фестиваля. Громкая слава пришла к композитору после постановки его оперы по повести Булгакова «Собачье сердце», сочиненной по заказу Нидерландской Национальной оперы (позже была поставлена на сцене Английской Национальной оперы). Информации по новой опере «Затмение» пока нет, однако, учитывая background автора, стоит полюбопытствовать, что вышло из-под его пера на сей раз.


В России

Дягилевский фестиваль в Перми. 14-24 июня

Важнейший на территории России фестиваль, уникальная программа которого, следующая девизу Дягилева «Удиви меня!», целиком сформирована Теодором Курентзисом, в соответствии с его художественными вкусами и эстетическими предпочтениями. В афише красуются имена Ромео Кастеллуччи и Робера Лепажа – крупнейших представителей европейского театрального авангарда; в Пермь приедет Мередит Монк – легенда американской музыки. Привезут opus magnum Лепажа – спектакль «Иглы и опиум», действие которого разворачивается в подвесном вращающемся кубе. Танцевальная труппа Алана Плателя “C de la B” представит дерзкий, эпатажный спектакль «Не спать», в котором архаичные ритмы «вытаптывания земли» неожиданно напомнят о неистовстве «Весны священной», а мертвые лошадиные головы – о бренности бытия. Бельгийский ансамбль Graindelavoix споет греко-византийские, греко-арабские и марианские песнопения в сочетании с опусами фламандского композитора XV века Жака Анеля. Откроется фестиваль премьерой оперы-оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Кастеллуччи и завершится Четвертой симфонией Малера, исполненной силами оркестра Music Aeterna; за дирижерским пультом – худрук театра и фестиваля Теодор Курентзис.


В Европе

Фестивальная жизнь в июне сконцентрировалась в живописном и исторически важном регионе Германии: в Саксонии. До конца июня продолжается обширный Дрезденский музыкальный фестиваль (о нем — в прошлом обзоре). Неподалеку, в Галле, с конца мая проходит фестиваль Генделя, а на смену ему, в начале июня в Лейпциге начнется фестиваль Баха.

Фестиваль Генделя в Галле. 25 мая-10 июня

Девиз фестиваля, проходящего на родине Генделя в маленьком городке Галле – Foreign Worlds; можно перевести как «Другой мир» или просто «Зарубежье». Гендель был равно связан по жизни и творчеству как с родной Саксонией – в первую половину жизни, так и с Британией, где был признан как национальный английский композитор и даже удостоился прижизненного памятника. Программа в Галле отражает это двуединство, представляя его опусы немецкого и британского периодов. Концерты проходят в «Доме Генделя» — где теперь устроен музей. А также в местном оперном театре, «Городском доме у рынка», на Домплац и в Церкви св. Георга и окрестных театриках. В программе – многочисленные оперные постановки и концертные исполнения опер, а также сольные концерты таких певиц как Юлия Лежнева (6 июня), Джойс Ди Донато (26 мая) и Магдалена Кожена (31 мая) и камерные инструментальные концерты. Очевидно, что по насыщенности программы фестиваль в Галле соревнуется с не менее важным фестивалем Баха, проходящем неподалеку – от Галле до Лейпцига всего 20 минут езды. Символично, что судьбы двух великих композиторов, двух гигантов музыкальной мысли, принадлежащих немецкой – точнее саксонской — музыкальной традиции, оказываются сопряжены по месту рождения, но не по биографиям: известно, что Бах и Гендель ни разу не встречались. Спустя почти два с половиной столетия после смерти они все еще соперничают друг с другом, хотя при жизни известность Генделя неизмеримо превосходила известность скромного кантора Церкви св. Фомы.

За пятнадцать фестивальных дней в Галле представят впечатляющую ретроспективу опер Генделя и его современников. Откроет оперную программу «Береника, царица Египта» в Оперном театре Галле (25, 27 мая и 7 июня), за которой последует опера Леонарда Винчи «Ормузд» (немецкая премьера), оперы-пастиччо самого Генделя «Орест» и «Геркулес» (3 июня), его же «Ринальдо» (концертное исполнение 3 июня), «Юлий Цезарь в Египте» (8 июня), «Арианна на Крите» (9 июня) и «Муций Сцевола» Бонончини (8 июня). Чередой пройдут исполнения важнейших ораторий Генделя «Самсон» (27 мая), «Мессия» (1 июня) и «Иевфай» (1 июня), а барочный контратенор Макс Эмануэль Ченчич споет программу, составленную из арий Генделя и Порпоры (8 июня).

Фестиваль Баха в Лейпциге. 8-17 июня

В этом году Баховский фестиваль в Лейпциге начнется с беспрецедентного трехдневного марафона, на котором в десяти концертах прозвучат 34 кантаты, написанных Бахом в разные периоды творческой жизни. Исполнят их лучшие барочные коллективы Европы: что называется crème de la crème музыкантов, работающих в русле исторически-информированного исполнительства. Откроет цикл «Круг кантат» сэр Джон Элиот Гардинер со своими постоянными ансамблями «Английские барочные солисты» и «Монтеверди-хором» в Церкви св. Николая. А на следующий день, с раннего утра в Церкви святого Фомы цикл продолжит местная капелла, а также «Амстердамский барочный оркестр» Тона Коопмана, голландского дирижера и клавесиниста и токийский “Bach Collegium Japan” под управлением Маасаки Сузуки. Выбор места для проведения концертов, разумеется, символичен: в этих двух церквях Бах на протяжении 27 лет, вплоть до своей кончины в 1750 году, исправлял свои многотрудные обязанности церковного кантора, органиста и педагога, управлявшегося с обучением знаменитого хора мальчиков «Thomanerchor», состоявшего при церкви св. Фомы.

Однако циклом «Круг кантат» отнюдь не исчерпывается программа Баховского фестиваля. За 10 дней в знаменитом зале «Гевандхаус», музеях Мендельсона и музее музыкальных инструментов «Грасси», в главных соборах города и Оперном театре пройдет, в общей сложности, 161 событие: органные, камерные, симфонические и ораториальные концерты, и даже балетный спектакль Passion на музыку «Страстей по Иоанну» в Оперном театре. Дополнительный, но важный фестивальный сюжет – музыка немецких романтиков, Феликса Мендельсона и Роберта Шумана, которая также будет звучать на фестивале. Мендельсон и Шуман были теснейшим образом связаны с музыкальной жизнью Лейпцига и значение их деятельности для города ничуть не меньшее, чем у Баха. Шуман издавал в Лейпциге музыкальный журнал и вообще активно занимался музыкальной критикой. Мендельсон же руководил оркестром Гевандхаус. Именно Мендельсону мы обязаны вторым открытием музыки Баха в XIX веке, когда объединившаяся Германия отчаянно нуждалась в объединяющем нацию культурном герое. Мендельсон извлек партитуры Баха из темноты забвения и первым исполнил в Берлине «Страсти» и си-минорную Мессу Баха, сослужив всем нам службу, ценность и значение которой невозможно переоценить.


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото: 1,3 — afisha.ru, 2 — mariinsky.ru, 4 — newsmuz.com, 5 — timeout.ru, 6 — vokrugsveta.ru, 7 — elvirafritzsche.com