26 февраля 2018

Выбор критика: музыкальные события марта от Гюляры Садых-заде

685653-521793-000

В последний день февраля в Петербург после мюнхенского трехдневного фестиваля-марафона «360 градусов» возвращается Валерий Гергиев — и немедленно продирижирует спектаклем Ирины Молостовой «Леди Макбет Мценского уезда» по опере Шостаковича.

С 1 марта жизнь во вверенном его попечению Мариинском театре заметно активизируется. И так бывает всегда, как только шеф возвращается на основное место работы: как говорится, ни дня без спектакля. Или концерта. Пропускать появления Гергиева на публике не рекомендуется: никогда не знаешь, когда именно случится с ним взлет творческого духа, а в такие моменты очередной спектакль может вдруг стать художественным откровением. Впрочем, давать стопроцентную гарантию я бы не рискнула, да и никто не дал бы.

Что же до Петербургской филармонии, то изучать ее мартовскую афишу и скучно и грустно: кроме пары-тройки концертов, представляющих некоторый интерес, — ни ярких программ, ни славных имен. Пожалуй, упомянем сольный концерт пианиста Люки Дебарга (3 марта) — лауреата последнего конкурса Чайковского, известного более в России, нежели за ее пределами. Зато у нас публика полюбила Дебарга горячо и, не побоюсь этого слова, страстно: на его концертах аншлаги обеспечены, хотя играет он ограниченный и часто повторяемый набор сочинений. На сей раз, однако, припас новинку: кажется, 32-ю, последнюю фортепианную сонату Бетховена Дебарг в Петербурге еще не исполнял. Радует, что репертуар его хоть и медленно, но прирастает новыми опусами.

В Москве март отмечен разве что гастрольным выступлением дирижера Василия Петренко с ГАСО — с оркестром имени Светланова 29 марта. Да премьерой «Енуфы» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Зато в Европе лучшие оперные дома наперебой представляют впечатляющую подборку премьер и возобновлений. В Амстердаме — «Плот “Медузы”» Ханса Вернера Хенце (13–26 марта, Национальная опера Нидерландов, дирижер Инго Мецмахер, режиссер Ромео Кастеллуччи). Опера написана в 60-х годах прошлого века под впечатлением от известного полотна Жерико, посвященного крушению корабля, и с тем же названием.

В Берлинской штаатсопер с 4 марта пройдут премьерные спектакли «Саломеи» Рихарда Штрауса (дирижер Кристоф фон Донаньи, режиссер-постановщик — вечный провокатор и насмешник Ханс Нойенфельс).

В Опере Антверпена/Гента (Фламандская опера) с 3 марта возобновляют «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси в постановке культового хореографа Сиди Ларби Шеркауи / Дамьена Жале, со сценическим оформлением знаменитой Марины Абрамович.

Там же, во Фламандской опере, с 18 марта начнется цикл показов возобновленного «Парсифаля» в постановке Татьяны Гюрбача — лауреата престижной международной премии Opera Award именно за постановку «Парсифаля», премьера которой состоялась в 2013 году. Этот же спектакль был признан лучшим спектаклем года влиятельным немецким оперным журналом Opernwelt. За дирижерским пультом — Корнелиус Майстер.

В Штутгарте с 4 марта на сцену возвращается «Парсифаль» Вагнера в постановке брутального оперного режиссера Каликсто Биейто, постановки которого отличает повышенная жесткость; дирижирует Сильвен Камбреллен.

В берлинской Комише опер готовится к постановке оперетта Оффенбаха «Герцог Синяя Борода» — вещь, с которой театр, основанный Вальтером Фельзенштейном в послевоенные годы, начинал свою творческую биографию. Ставит хулиган и выдумщик Стефан Херхайм, премьера назначена на 17 марта.

На следующий день, 18 марта, в берлинской Дойче опер извлекут из омута забвения оперу «Чудо Хелианы» австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда. Дирижирует Марк Альбрехт, ставит Кристоф Лой, чьи спектакли отличают особенная изысканность стиля и утонченность мысли.

В Парижской опере с 20 по 29 марта пройдут премьерные показы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в постановке голливудского кинорежиссера Терри Гиллиама — того самого, что снял уйму фильмов, включая такие известные, как «Бразилия», «Двенадцать обезьян» и «Братья Гримм». За дирижерский пульт встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Парижской оперы Филипп Жордан.

Параллельно с парадом оперных премьер в марте пройдут пасхальные фестивали в Люцерне, Зальцбурге, Берлине, Баден-Бадене.

В Баден-Бадене центральным событием пасхальной фестивальной программы станет все тот же «Парсифаль» (24 и 30 марта) в постановке Дитера Дорна, с первоклассными вагнеровскими певцами: Стивеном Гулдом (Парсифаль), Францем-Йозефом Зелигом (Гурнеманц), Джеральдом Финли (Амфортас) и Евгением Никитиным (Клингзор). За пульт «Берлинских филармоников» встанет их нынешний шеф, сэр Саймон Рэттл.

Начиная с марта фестивальная цепь в Европе уже не разомкнется до поздней осени: для главных музыкальных столиц и фестивальных городов, таких как Зальцбург и Люцерн, начинается страдная пора.


1. С 1 по 4 марта в «Мариинском-2» пройдет легендарное «Кольцо нибелунга» — оперная тетралогия Рихарда Вагнера, его opus magnum, привитый на отечественную сцену после почти столетнего игнорирования в России вагнеровского наследия. За дирижерским пультом все четыре вечера — Валерий Гергиев.

Тетралогия была поставлена в начале нулевых и до сих пор удерживается в репертуаре театра. Колоссальное творческое усилие всего коллектива, и его шефа в частности, породило абсолютно уникальную концепцию мариинского «Кольца»: не осовремененную, но, напротив, сознательно архаизированную, практически без следов режиссерского вмешательства и с минимумом собственно сценического текста. В таких условиях главным элементом постановки стали пространственно-визуальное решение художника-сценографа с мировым именем — Георгия Цыпина — и музыкальная интерпретация метатекста романтической эпохи Валерием Гергиевым.

Неолитические глыбы, с наросшими на них раковинами и бледными отпечатками панцирей древних членистоногих, фантастические русалки со светящимися волосами, каменные великаны, в которых кто-то по недоразумению вдохнул жизнь, — таким сложился облик мариинского «Кольца».

Ценность его еще и в том, что на нем сформировалось уже второе поколение вагнеровских певцов в труппе Мариинского театра. Заметим, к слову, что нигде в мире ни одна постановка тетралогии не обходится без приглашенных солистов; а труппа Мариинского располагает хоть и не лучшими, но все-таки вполне приемлемыми исполнителями главных партий. В нынешней серии спектаклей теноровые партии Зигмунда в «Валькирии» и Зигфрида в одноименной опере споет Михаил Векуа, партию верховного бога Вотана — Евгений Никитин. В партиях Зиглинды (в «Валькирии») и Гутруны (в «Гибели богов») выступит Млада Худолей.

2. 1 и 2 марта на сцене московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — премьера «Енуфы» Яначека. Ее неслучайно называют «моравской национальной оперой». В музыке слышатся поэтически претворенный, певучий моравский говор, естественные интонации человеческой речи, подслушанные Яначеком в долгих прогулках по родному краю. Крестьянская история о любви, ревности и бессердечии, ложно понятом моральном кодексе и лицемерии жестока и трагична. Но все равно от оперы веет теплом прогретых на солнце моравских лугов, весенним ветерком и речной свежестью. Трагедия Енуфы разворачивается на фоне хлопотливой хуторской жизни, обособленной и отрезанной от большого мира. И страшный финал — убийство новорожденного младенца Костельничкой — даже это чудовищное злодеяние не в силах поколебать естественный ход вещей, остановить пестрое течение жизни.

«Енуфа» — одно из самых популярных в мире названий. Но у нас ее ставят редко. В Мариинском театре «Енуфа» была поставлена в 2007 году Василием Бархатовым и художником Зиновием Марголиным. Спустя 10 лет к опере обратился главный режиссер Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель. Примечательно, что в качестве музыкального руководителя постановки он пригласил своего давнего коллегу и соратника по работе в Екатеринбургском (тогда еще Свердловском) оперном театре — дирижера старшего поколения Евгения Бражника, высококлассного музыканта, который, надо полагать, сможет передать цветущую свежесть и очаровательную ритмическую гибкость партитуры Яначека.

3. 9 марта в «Мариинском-2» силами объединенного хора, ансамбля солистов и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоится исполнение Восьмой симфонии Густава Малера, так называемой «Симфонии тысячи участников» (Sinfonia der Tausend), которая написана для пятерного состава оркестра, трех хоров и шести солистов. Броское название закрепилось за сочинением со времени его мировой премьеры в Мюнхене 12 сентября 1910 года, несмотря на возмущение автора, считавшего его «рекламным».

Восьмая симфония, пожалуй, самое масштабное творение великого австрийца: как по протяженности — почти полтора часа, так и по глубине и емкости философского высказывания. Ее часто сравнивают с Девятой симфонией Бетховена с финальным призывом «Объединитесь, миллионы!».

Две части малеровской симфонии связаны единой гуманистической идеей искупления вины через любовь. Первая часть написана на текст христианского гимна IX века Veni creator spiritus («Приди, Дух животворящий»), вторая — на текст заключительной сцены из «Фауста» Гёте, центральным понятием которой становится Вечная Женственность:

Здесь — заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность,
Тянет нас к ней.

Сам Малер писал о симфонии в письме к дирижеру Виллему Менгельбергу: «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты».

Удастся ли Гергиеву и соединенным исполнительским силам театра передать космическую «музыку сфер» — узнаем на концерте. Гергиев не впервые обращается к циклопической малеровской партитуре, но пока ни разу она не получалась у него по-настоящему. Проблема в том, что свести и сбалансировать массы хоровых звучностей, оркестра и ансамбля солистов, да еще в быстром темпе, да еще и с полифоническими разветвлениями хора, — задача не из легких, требующая тщательной проработки каждого фрагмента. А на долгие репетиции у маэстро никогда не хватает времени. Остается надеяться, что возглавив «Мюнхенских филармоников» (с которыми у Гергиева продлен контракт до 2025 года), он отточил на них свой малеровский репертуар — и в этот раз мы наконец услышим полноценную, взвешенную интерпретацию «Симфонии тысячи участников».

4. С 17 по 25 марта в Люцерне пройдет Пасхальный фестиваль, насыщенная программа которого включает выступления Филармонического оркестра Ла Скала под управлением Риккардо Шайи (21 марта), камерного оркестра «Капелла Андреа Барка», основанного и руководимого пианистом Андрашем Шиффом (22 марта). Откроется фестиваль выступлением певицы Юлии Лежневой с барочным ансамблем La Voce Strumentale под управлением скрипача и певца Дмитрия Синьковского: прозвучат опусы композиторов XVII–XVIII веков — Франческо Джеминиани, Антонио Вивальди и Джованни Баттисты Перголези. А завершат фестиваль два концерта оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, на которых, в частности, прозвучит До-мажорная месса Бетховена.

5. 23 марта на Пасхальном фестивале в Люцерне состоится выступление знаменитого ансамбля современной музыки Ensemble Intercontemporain — детища Пьера Булеза, которым ныне руководит композитор и дирижер Маттиас Пинчер. Они сыграют величественное 12-частное сочинение Оливье Мессиана «Из каньонов к звездам», написанное им по заказу американского правительства в 1976 году, в честь празднования 200-летия независимости США. Композитор вдохновился дикими пейзажами штата Юта и создал почти 100-минутное сочинение, в звучание которого вплетено пение более 80 видов птиц, имитированное инструментально. Гимн мирозданию, прославление Природы и Бога слышится в нем. Это настроение поддержит световой партитурой британская художница Энн Вероника Янссенс, которая в своей инсталляции воплотит изначальную идею композитора о синестезии звука и света.

6. 17 марта на сцене Опера Гарнье в Париже состоится премьера спектакля, составленного из двух важнейших одноактных опер ХХ века: «Замок Герцога Синяя Борода» Бартока и «Человеческий голос» Пуленка. Судя по составу постановщиков и певцов, событие обещает стать гвоздем парижского оперного сезона. Содружество дирижера Инго Мецмахера и режиссера Кшиштофа Варликовского говорит само за себя: эти двое — всегда на переднем плане, пролагают новые пути и раздвигают художественные горизонты. Партии Герцога и Юдит в опере Бартока споют Джон Рили и Екатерина Губанова (она только что с успехом спела Брангену в берлинской постановке «Тристана и Изольды»).

В опере Пуленка, содержание которой — монолог одинокой женщины, тщетно ожидающей возлюбленного, внимание наверняка будет сконцентрировано на потрясающей Барбаре Ханниган, которая лучше всех исполняет современный оперный репертуар. Ее голос выдерживает немыслимые тесситурные перегрузки, а артистическое дарование ничуть не уступает музыкальным данным.

7. 24 марта в Большом зале Петербургской филармонии московский ансамбль Opus Posth сыграет уникальную для наших широт программу: сочинения Яниса Ксенакиса, одного из лидеров европейского послевоенного авангарда. Ансамбль, руководимый известной скрипачкой Татьяной Гринденко, отличают изящество звучания и перфекционизм исполнения. Солист — пианист Михаил Дубов — неоднократно демонстрировал впечатляющую виртуозность, умение детально слышать, осмысливать и преподносить самые сложные и замысловатые композиции, не теряя при этом железобетонного ритма. Знаменитые Rebonds для ударных, Misis для фортепиано, Araure для 12 струнных прозвучат в первом отделении концерта. Во втором — музыка московского композитора Владимира Мартынова к спектаклю «Старик и море». Это тот самый Мартынов, который провозгласил конец времени композиторов. Каковая идея и дала название ансамблю его бывшей жены Татьяны Гринденко — Opus Posth.

8. 25 марта на ежегодном весеннем фестивале Берлинской штаатсопер — Festtage — пройдет премьера «Фальстафа», предпоследней оперы Джузеппе Верди (по комедии Шекспира). Веселая и суматошная круговерть ошибок, мистификаций, розыгрышей и переодеваний, в которую невольно оказывается вовлечен герой оперы — неудачливый бонвиван и пьяница Фальстаф, сценически воплотит итальянский кино- и оперный режиссер и продюсер Марио Мартоне. Музыкальный руководитель постановки — Даниэль Баренбойм. Фальстафа споет и сыграет выдающийся баритон старшего поколения Михаэль Фолле, Мистера Форда — Альфредо Даза, Миссис Квикли — Даниэла Барчеллона, Алису Форд — Барбара Фриттоли.


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото на заглавной иллюстрации: www.studiosus.com

Фото в тексте: en.vogue.fr; mariinsky.ru; belcanto.ru