26 апреля 2018

Выбор критика: музыкальные события мая от Гюляры Садых-заде

dresden-festival7

Май в Европе — один из самых оживленных месяцев оперно-концертного сезона. Активизируются туристические потоки, в музыкальных столицах мира — Вене, Лондоне, Берлине, Амстердаме — начинается нашествие гостевых оркестров.

Самые богатые и статусные фестивали соперничают друг с другом в оригинальности и художественной ценности программ. Нешуточная конкуренция разворачивается среди оркестров: май — это пик сезона, по тому, где и когда выступает оркестр, судят о статусе, авторитете и престижности коллектива, его удельном весе в мировой музыкальной индустрии.

Спрос на престижные музыкальные события в последние годы растет по экспоненте; билеты на топ-события с участием звезд раскупаются влет, в первые дни и даже часы продаж. Продажи объявляют как минимум за полгода, а то и раньше. Поэтому с некоторых пор театры и фестивали ввели новую практику: не прямых продаж, но предзаказов. Если спрос превышает предложение, билеты распределяются случайным порядком. Это что-то вроде рулетки или лотереи: кому-то повезет, а кому-то и нет.

Можно с уверенностью утверждать, что досужие рассуждения о падении интереса к классической музыке (и тем паче к опере) лишены всяких оснований. Если уж у нас билеты на Соколова или Курентзиса не достать, что говорить о Европе, где регулярное посещение оперного театра или филармонии — не просто хобби, но неотъемлемая часть образа жизни.

Однако сказанное относится прежде всего к жителям развитых стран Европы, принадлежащих к среднему классу и выше — up middle class. Просвещенные меломаны, они привыкли планировать всё заранее, дабы ни одна досадная случайность не омрачила поездку. Путешествие в волшебную страну музыки начинается с внимательного изучения фестивальных буклетов: уютно устроиться у камелька зимним вечером, листать красочные страницы и предвкушать музыкальные удовольствия весны и лета — что может быть лучше? И только потом делать взвешенный выбор в пользу Вены или Зальцбурга, Гамбурга или Дрездена, Мюнхена или Байройта.

1. Троицын фестиваль в Зальцбурге (18–21 мая)

Четырехдневный фестиваль по масштабу не стоит сравнивать с гораздо более мощным и масштабным Зальцбургским летним фестивалем; в сущности, Троицын — это «дочка» основного фестиваля, отпочковавшаяся от основного древа. С 2012 года руководит фестивалем знаменитая итальянская примадонна Чечилия Бартоли; и к чести певицы заметим, что ее темперамент и креативность в равной степени проявляются как на сцене, так и при составлении программ.

В этом году Бартоли замыслила оригинальный ход: взяв за точку отсчета год смерти Джоаккино Россини — 1868-й, она решила представить в фестивальной афише исторический музыкальный ландшафт Европы 150 лет назад, с его пиками и долинами. Так в программе появились развеселая оперетта «Перикола» Жака Оффенбаха, серьезнейший мотет Брукнера и возвышенный Немецкий реквием Брамса, написанный годом позже, в 1869-м. Но центральным событием Троицына фестиваля станет премьера «Итальянки в Алжире» — феерически смешной оперы Россини, которую тот написал в 1813-м (кстати, это был год рождения другого великого оперного композитора, Рихарда Вагнера).

В новом спектакле, поставленном постоянными партнерами Бартоли: режиссерами Моше Лейзером и Патрисом Корье, Бартоли споет партию Изабеллы — взбалмошной и немного стервозной итальянки, коей вздумалось лично освободить своего жениха из алжирского плена. Россини представил в «Итальянке» насмешливую перверсию моцартовского сюжета «Похищения из сераля», в котором верные женихи вызволяют невест из лап турецкого паши. Столкновение двух культур, двух образов мира — вот, в сущности, зерно конфликта: и у Россини, и у Моцарта несхожесть поведения, повадок, обычаев и ритуалов европейцев и восточных варваров становится поводом для комических ситуаций.

21 мая, в последний день фестиваля, на утреннем концерте в Моцартеуме выступит Максим Венгеров с оркестром «Камерата Зальцбург»: с некоторых пор скрипач обнаруживает дирижерские амбиции. Венгеров сыграет сольные партии и сам же продирижирует Скрипичным концертом Бруха, Рондо и каприччиозо Сен-Санса, а также Серенадой для струнного оркестра Чайковского.

Завершит фестиваль грандиозный гала-концерт с участием Чечилии Бартоли, Йонаса Кауфмана и Роландо Вильясона. За пульт берлинской Штаатскапеллы встанет шеф оркестра Даниэль Баренбойм.

2. Фестиваль Музикферайна в Вене (6 мая — 10 июня)

Грандиозный фестиваль проводится главной музыкальной институцией Вены Musikverein: так называются и знаменитый филармонический зал, стены которого блещут золотом, и одноименное с ним музыкальное общество, основанное в 1812 году, еще при жизни Бетховена и Сальери, расцветшее во времена Брамса и Мендельсона.

В Большом зале Музикферайна в эти дни пройдет парад симфонических оркестров. Открывают фестиваль, разумеется, «Венские филармоники» — оркестр-резидент. 6 мая за пульт «венцев» встанет Даниэль Хардинг, один из самых утонченных и интеллектуальных дирижеров среднего поколения. В программе — Пятая симфония Малера и Первая симфония Бернстайна, 100-летие которого в этом году отмечает весь мир.

7, 8 и 9 мая выступает Берлинская штаатскапелла с Даниэлем Баренбоймом. Но центральным событием фестиваля станет цикл из пяти концертов, в котором прозвучат все симфонические опусы Бетховена: девять симфоний, увертюры и даже музыка к балету «Прометей». Концерты бетховенского цикла пройдут с 24 по 27 мая: за пульт Кливлендского оркестра, до недавнего времени занимавшего верхнюю строку в рейтинге лучших американских оркестров, станет его шеф — истинный венец по рождению и образованию, Франц Вельзер-Мёст.

Особенный интерес у любителей рециталов, несомненно, вызовет сольный концерт феерической Юджи Ван — виртуозки и просто красавицы (30 мая). Причем играет она сплошь русскую музыку, лишь слегка разбавленную тремя этюдами Лигети: в программе — «Этюды-картины» и прелюдии Рахманинова, Десятая соната Скрябина и Восьмая соната Прокофьева.

Последний впечатляющий залп концертов: гастроли Филадельфийского оркестра с Янником Незе-Сегуном (31 мая и 1 июня), двухдневные гастроли Берлинского филармонического оркестра с сэром Саймоном Рэттлом (2 и 3 июня) и выступление с «Венскими филармониками» Мариса Янсонса (8 июня).

3. Дрезденский музыкальный фестиваль (10 мая — 10 июня)

Крупнейший в Восточной Германии фестиваль проходит в 41-й раз. В этом году его девиз — «Зеркала». Как поясняет интендант фестиваля Ян Фоглер, он имел в виду отражения, образы мира, опрокинутого в искусство, рефлексии, выражаемые музыкой, которая является самым сильным агентом, влияющим на личность и социум. Фоглер — активно концертирующий виолончелист, живущий на два дома: в США и в Германии, — возродил фестиваль, пришедший в упадок после воссоединения Германии, придал ему новые импульсы к развитию, нашел новых спонсоров.

В этом году фестиваль откроется концертом оркестра Королевской капеллы Копенгагена под управлением Хартмута Хёнхена: в программе — увертюра к опере «Маскарад» Нильсена, Первая симфония Брамса и Второй виолончельный концерт Шостаковича с участием Яна Фоглера в качестве солиста. А уже на следующий день в главном соборе города — Фрауэнкирхе — выступят ведущие мастера исторически информированного исполнительства: «Английские барочные солисты» и Монтеверди-хор под управлением сэра Джона Элиота Гардинера. В программе — кантаты Баха.

С 10 мая по 10 июня Дрезден накроет мощная музыкальная волна. В реконструированном Конгресс-холле, на сцене Земперопер, в окрестных дворцах Августа Сильного, церквях и соборах пройдут концерты: Королевского оркестра «Консертгебау» с Даниэлем Гатти и солистом Даниилом Трифоновым, Дрезденской капеллы с Кристианом Тилеманном, Оркестра Елисейских Полей с Филиппом Херревеге — еще одним маститым «старинщиком». По традиции на зеленой лужайке в парке Пильниц выступит хор мальчиков — дрезденский «Кройцхор»: концерт называется Serenade in Gruenen.

Центральным событием фестиваля станет мировая премьера крупного ораториального сочинения оскаровского лауреата, композитора китайского происхождения Тан Дуна «Страсти по Будде». Что примечательно, лет 18 тому назад Тан Дун уже обращался к жанру пассионов, написав по заказу Баховского общества в Лейпциге «водяные» «Страсти по Матфею» — к юбилею Иоганна Себастьяна Баха. «Страсти» были исполнены в Европе и в Петербурге, на фестивале «Звезды белых ночей»; дирижировал автор.

Завершится Дрезденский фестиваль 10 июня соединенным залпом двух симфонических концертов: в Земперопер с оркестром Дрезденской капеллы выступит Пааво Ярви, с программой, составленной из опусов Пярта, Сибелиуса и Вайнберга, а в Конгресс-холле Фестивальный оркестр под управлением Айвора Болтона сыграет Третью («Рейнскую») симфонию Шумана и Двойной концерт Брамса: солируют виолончелист Ян Фоглер и скрипач Томас Цеетмайр.

4. Музикфест-Гамбург (27 апреля — 30 мая)

На две недели раньше Дрезденского в вольном ганзейском городе Гамбурге откроется другой, не менее представительный музыкальный фестиваль. В этом году девиз фестиваля — «Утопия».

Музикфест-Гамбург — фестиваль относительно молодой: он был основан в 2014-м и проходит всего в третий раз, это биеннале. В нынешнем году программа отличается особым размахом: ведь в дополнение к красивому старинному зданию Лайшхалле Гамбургская филармония получила зимой 2017 года уникальный концертный комплекс Эльбской филармонии, построенный по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron в точном соответствии с рекомендациями великого акустика Ясухисы Тойоты.

Смысловых центров, вокруг которых группируется программа, три: юбилей Леонарда Бернстайна, в этом году широко и повсеместно отмечаемый; внушительная ретроспектива самых грандиозных опусов Карлхайнца Штокхаузена, таких как Klang, Hymnen, Gruppen и фрагменты из оперы «Среда» — третьей части семичастного мегацикла «Свет» (дирижер Петер Этвеш).

Оперная часть программы особенно интересна: в Малом зале Эльбской филармонии трижды пройдет спектакль по опере Сальваторе Шаррино «Лоэнгрин», написанной в 80-х годах и, конечно же, не имеющей ничего общего с вагнеровским «Лоэнгрином». Камерная вещь на полтора часа основана на текстах поэта-символиста Жюля Лафорга (1860–1887). Ставит довольно известный австрийский режиссер Михаэль Штурмингер, известный питерской публике по постановке «Идоменея» Моцарта в Мариинском театре.

Мировая премьера оперы гамбургского композитора Яна Дворжака «Франкенштейн» состоится 20 мая; ставит не менее известный в немецких театральных кругах Филипп Штёльцль. Опера написана к 200-летию знаменитого романа Мэри Шелли «Франкенштейн».

Еще один фестивальный сюжет — сочинения Бетховена, к юбилею которого начинают готовиться загодя. Мини-фестиваль Бетховена внутри основной программы откроется 27 апреля Торжественной мессой в исполнении оркестра и хора Северогерманского радио, с недавних пор получившего название оркестра Эльбской филармонии; за пультом — шеф оркестра Томас Хенгельброк. И продолжится 15 мая Девятой симфонией, которая прозвучит непривычно камерно: Малеровским камерным оркестром и хором Арнольда Шёнберга продирижирует композитор и дирижер Маттиас Пинчер.


Оперные премьеры

Май богат и оперными событиями: Франк Касторф, маститый немецкий режиссер старшего поколения, до недавнего времени — интендант ведущего берлинского театра «Фольксбюне», вечный скандалист и левак родом из ГДР, ставит в Баварской опере «Из мертвого дома» Яначека вместе со своим постоянным партнером, сценографом Александаром Деничем (21, 26 и 30 мая). В Берлинской комише-опер ее худрук Барри Коски представит свою сценическую версию оперы-оратории Генделя «Семела» (12, 18 и 26 мая). Шутливо-гривуазный сюжет о незадачливой возлюбленной Юпитера, спаленной дотла божественным пламенем повелителя Олимпа в результате интриг коварной Юноны, отлично подходит Коски, с особым смаком ставящему гротескно-комические спектакли. Главные партии споют: Николь Шевалье — Семела, Алан Клейтон — Юпитер, Филипп Майерхофер — Царь Кадм.

В Оперном театре Аугсбурга состоится немецкая премьера «Соляриса» — оперы многообещающего автора японского происхождения Дая Фудзикуры на сюжет одноименного романа Станислава Лема (18, 26, 31 мая и 6 июня). Мировая премьера оперы прошла в Париже весной 2015 года.

Но главное оперное событие, которое с нетерпением предвкушают опероманы, — это, конечно, мировая премьера оперы британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости», которую он написал вместе со своим постоянным либреттистом, известным драматургом Мартином Кримпом (Лондон, Ковент-Гарден, 10, 12, 15, 18, 24 и 26 мая).

После ошеломляющего успеха второй оперы, «Написано на коже» (спектакль Кэти Митчелл триумфально прошествовал по основным европейским оперным сценам, начиная с фестиваля в Экс-ан-Провансе и заканчивая Амстердамом и Мюнхеном), третий оперный опыт Бенджамина просто обязан быть шедевром. Ставит спектакль та же команда, что и в прошлый раз: режиссер Кэти Митчелл, сценограф Вики Мортимер, за дирижерский пульт встанет автор. В главной партии (Исабель) — Барбара Ханниган, Король — Стефан Дегу.


Петербург в мае

Город на Неве также обещает немало интересного: 23 мая премьерой «Фальстафа» Верди в постановке и сценографии итальянца Андреа Де Розы начинается фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей». Юрий Темирканов со своим оркестром откроет 5 мая филармонический фестиваль «Музыкальная коллекция».

На открытии Пятого Санкт-Петербургского международного фестиваля современной музыки ReMusic (21–25 мая) выступит один из лучших в мире ансамблей современной музыки — французский Ensemble Intercontemporain (21 мая, Концертный зал «Мариинский-3»). Впрочем, и другие европейские ансамбли, приехавшие в Петербург по приглашению руководителя фестиваля, композитора Мехди Хоссейни, и выступающие с 22 по 25 мая на Новой сцене Александринского театра, заслуживают сугубого внимания. Программа каждого концерта составлена сплошь из российских и мировых премьер. Заявлены практически все заметные российские композиторы среднего поколения: Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Владимир Раннев, Александр Хубеев, Алексей Наджаров, Алексей Сысоев и др. Особо рекомендую посетить концерт французского ансамбля Ensemble 2e2m 25 мая. «Родина и Родина» — так озаглавили программу концерта, в ходе которого прозвучат сочинения композиторов первого русского авангарда, эмигрировавших в Париж после 1917 года и с разной степенью успешности экспериментировавших в области микрохроматической музыки: Ивана Вышнеградского, Артура Лурье и Николая Обухова.

Два отличных немецких оркестра – Баварского радио (16 мая, БЗФ) и Дрезденской штаатскапеллы (25 мая, Концертный зал «Мариинский-3») – пожалуют в гости, возглавляемые своими шефами: Марисом Янсонсом и Кристианом Тилеманном; для нашего города, который не балуют посещениями высококлассные европейские коллективы, это события экстраординарные, их никак нельзя пропустить.

Начнется же марафон музыкальных событий 1 мая, когда в город на один день, продолжая извилистый маршрут Пасхального фестиваля, заедет Валерий Гергиев со своим оркестром и сыграет в Концертном зале два концерта, днем (14:00) и вечером (19:00). Завершится же Пасхальный фестиваль — по традиции — в Москве 9 мая, двумя симфоническими концертами оркестра Мариинского театра: днем — на Поклонной горе, вечером — в Большом зале Московской консерватории.


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото: wallbox.ru; mustseeplaces.eu; musikverein.at; binoculars-travel.ru; classicalmusicnews.ru; piterstory.com