26 декабря 2017

Выбор критика: музыкальные события января от Гюляры Садых-заде

Opera House Staircase-X2

Январь — месяц относительно спокойный; театры и концертные залы переводят дух после рождественских и новогодних праздников и копят силы для новых премьер и фестивалей. Впрочем, и в январе случаются яркие музыкальные события.

Надо лишь переждать первые 10 дней — время елок и детских спектаклей, идущих в режиме нон-стоп практически на всех отечественных сценах, включая филармонические, пока не закончатся школьные каникулы. Некоторое оживление наступает сразу после Рождества.

1. 8 января Юлия Лежнева, обладательница нежнейшего лучезарного сопрано, споет в Большом зале Петербургской филармонии с барочным ансамблем La Voce Strumentale арии из опер Вивальди, Генделя и Порпоры.

Вполне вероятно, что с ней сольется в дуэте и руководитель ансамбля, скрипач Дмитрий Синьковский, с некоторых пор выступающий как контратенор. Во всяком случае, именно так случилось на их прошлом совместном концерте в зале Академической капеллы в ноябре.

Интригу в программу «Барочная феерия» внесет музыка малоизвестного у нас немецкого композитора Карла Генриха Грауна, который служил капельмейстером при дворе Фридриха Великого. Король Пруссии Фридрих, будучи просвещенным любителем, сам неплохо играл на флейте и приглашал к своему двору лучших из лучших: Карл Филипп Эмануэль Бах служил при нем композитором и клавесинистом.

2. 13 января в Париже, на сцене роскошного Дворца Гарнье, — премьера оратории Генделя «Иевфай».

Причем это не просто концертное исполнение, но полноценный спектакль, с разработанной сценографией, театральным светом, видео и костюмами. Всё чаще оратории Генделя, с их скульптурно выписанными характерами и драматическим накалом хорового звучания, становятся отличным материалом для театральных постановок: «Саул» и «Мессия» давно получили прописку на оперных сценах.

Исполнительский и постановочный составы в «Иевфае» великолепны: в титульной партии — утонченно-трепетный Иэн Бостридж, его партнершами станут Мари-Николь Лемьё и Кэтрин Уотсон. За пульт Les Arts Florissants, одного из лучших барочных ансамблей эпохи, встанет его основатель и бессменный руководитель Уильям Кристи. Режиссер спектакля — Клаус Гут, исключительно востребованный на фестивалях в Зальцбурге, Байройте и приглашаемый на постановки в лучшие оперные дома Европы.

Последующие спектакли пройдут 15, 17, 20, 24, 28 и 30 января.

3. 18–20 января в Берлине, на сцене Berliner Festspiele, — мировая премьера спектакля Requiem pour L. от хореографа Алена Плателя с его танцевальной труппой C de la B.

За музыкальное оформление отвечает композитор Фабрицио Кассоль, с которым Платель сотрудничает последний десяток лет. 14 музыкантов с разных континентов — носители различных культур и стилей, от джаза до рока, — соберутся вместе, чтобы помедитировать на темы Реквиема Моцарта. Сложносоставное, синкретическое зрелище вберет в себя рефлексы различных музыкальных культур: от Африки до Америки, танец и пантомиму.

C de la B. Фото: condenast.ru

Те, кто видел работы Плателя, к примеру его C(H)OERUS, знают, что каждый его опус требует предельного напряжения чувства и мысли. Экспрессионистский излом тел, пластическая полифония символов, образов и понятий, выражаемых телесным языком, превращаются в коллективный немой крик, обращенный к каждому сидящему в зале. На сей раз Платель займется пластическим переводом образов и ассоциаций, которые рождает в нас Реквием: от траурной мессы — до общей безымянной могилы, в коей был некогда похоронен сам Моцарт.

4. 19 января в Москве, на Новой сцене Большого театра, — премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского.

Строго говоря, это перенос спектакля 2011 года, поставленного Ратманским в Торонто, для труппы Национального балета Канады, но адаптированного для Новой сцены и труппы Большого театра. Пропускать такое событие не рекомендуется: Ратманский на сегодня один из самых сильных и нетривиально мыслящих хореографов, из тех, кто задает тренды и переосмысляет классику. Его иронически осовремененная, гротескная «Золушка» на сцене Мариинского театра стала новым пластическим эталоном для прокофьевского балета. Тем интереснее, как интерпретирует Ратманский шекспировскую историю о двух юных влюбленных. И как он выстроит диалог с шедевром Лавровского, до сих пор сохраняющимся в репертуаре Мариинского театра, — стилистический и исторический диалог, которого ни ему, ни нам избегнуть не удастся.

5. 23 января на сцене Дворца Гарнье в Париже — новая работа гранд-дамы финской музыки Кайи Саариахо «Остается только звук».

Спектакль составлен из двух одноактных опер, написанных для двух исполнителей — тенора и баритона — и камерного состава оркестра, в котором ведущим становится тембр финского национального инструмента — звончатого кантеле. Оперная дилогия — «Всегда сильный» и «Мантия из перьев» — основана на сюжетах, заимствованных из традиционного японского театра но и переосмысленных американским поэтом Эзрой Паундом в его Cantos, если можно назвать сюжетами малословные и малособытийные сцены, в которых длится одно настроение, а метафизика музыкального выражения преобладает над реальным действием. Саариахо пытается приподнять таинственную завесу и показать чисто музыкальными средствами странную и причудливую жизнь существ по ту сторону бытия: призрака лютниста Цунемасы и ангела Теннина.

В парижской постановке партии призрака и ангела споет знаменитый контратенор Филипп Жаруски; его партнер —Девон Тайнс — исполнит партии Монаха и Рыбака. Пластическую партию Ангела поручат танцовщице Норе Кимбелл-Мензос. Режиссер-постановщик — Питер Селларс.

Последующие спектакли: 25, 27 января, 1, 4 и 7 февраля.

6. 25 и 27 января в спектакле Большого театра «Манон Леско» по опере Джакомо Пуччини вновь споет звездная пара: Анна Нетребко (Манон Леско) и Юсиф Эйвазов (Кавалер де Грие); ансамбль мощных голосов дополнит баритон Эльчин Азизов (Леско).

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Фото: bolshoi.ru

За пульт оркестра театра встанет Антон Гришанин. Спектакль 2016 года, поставленный Адольфом Шапиро и оформленный Марией Трегубовой, получил исключительно положительную критику: белые кукольные домики и трогательный помпончик на шапочке Манон пленили всех. Трагическая история провинциальной девушки, которая стала содержанкой богатого банкира, трактована режиссером весьма метафорически — как драма несостоявшегося детства.

7. 27 января в Гамбургской опере — возобновление относительно недавнего спектакля Кристофа Марталера и Анны Фиброк по опере Альбана Берга «Лулу»: премьера состоялась в феврале 2017 года.

Спектакль интересен не только тем, что поставил его культовый швейцарский режиссер, в работах которого всегда перепутаны линейные связи, а абсурд происходящего умножается многократно, но и тем, что в титульной партии Лулу — Барбара Ханниган, выдающаяся певица и актриса. Кастинг превосходный: партию Графини Гешвиц в январских спектаклях споет Ангела Деноке, партию Альвы — Маттиас Клинк, а в роли Шигольха выступит Сергей Лейферкус.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер — музикдиректор Гамбургской оперы Кент Нагано. Главная фишка в том, что постановщики не стали обращаться к общепринятой редакции третьего акта, выполненной композитором Фридрихом Церха по немногочисленным авторским эскизам и наброскам. Спектакль заканчивается исполнением знаменитого Скрипичного концерта Берга — его последним опусом, ради которого он оставил работу над оперой. Предпосланное концерту посвящение — «Памяти ангела» — рифмуется с последними словами Графини Гешвиц, произнесенными над бездыханным телом героини: «Лулу, мой ангел!» И это служит достаточным основанием для обращения к музыке концерта, хоть и удлиняет спектакль на добрых полчаса.

Последующие спектакли: 30 января, 3 и 8 февраля.

Текст: Гюляра Садых-заде

Фото на заглавной иллюстрации: parisinfo.com