12 июля 2018

«Вызов». Павел Пригара

Montazhnaya_oblast_18-100

Школа Masters проводит конкурс кураторских проектов «Вызов» — победитель получит возможность бесплатного обучения по образовательной программе «Арт-менеджмент». Masters Journal публикует интервью членов жюри конкурса, которые отвечают на вопросы о профессии куратора. В первом выпуске — директор Центрального выставочного зала  «Манеж» Павел Пригара.

— Какими качествами должен обладать молодой специалист, чтобы вы приняли его на работу или взяли на стажировку?

— В первую очередь он должен иметь потенциал и амбиции. Профессиональное образование в сфере искусства не всегда определяет, подходит ли человек для работы в команде. В Манеж попадают те, кто не ограничивает себя одной функцией, стремится быть разным, хочет сам участвовать в процессе создания выставок. Важно быть неравнодушными к работе других, а еще иметь собственное ощущение свободы — и давать свободу кураторам и художникам.

«Вызов» — это конкурс для молодых кураторов и авторов. Каких ярких представителей российской арт-сцены вы можете назвать?

— Из недавнего мне очень понравилась кураторская работа Анны Ильиной и Ольги Рудой на выставке Lingwe Universala в «Севкабеле». Если же говорить о художниках, то сейчас можно обратить внимание на стрит-арт: в августе в Манеже пройдет масштабная выставка, посвященная уличной культуре в России. Это, например, художники Анатолий Akue, Владимир Абих, Никита Nomerz, Марат Морик. Максим Има интересен и как художник, и как куратор: мы уже работали вместе с ним над уличным проектом «New Ruins. Нелишний человек». Яркого художника сейчас отличает междисциплинарность: он одинаково талантливо сделает рисунок на холсте или на стене, пластику, материальный или виртуальный макет.

— С чего стоит начать молодому специалисту после получения диплома, если он планирует построить карьеру в арт-индустрии?

— Первые кураторские проекты должны быть небольшими, экспериментальными и малобюджетными. Так сохраняется искренность. Здорово, если они проходят на необычных площадках: на крыше дома, в подвале, в кафе, в прачечной, на заводе, — в залах известных музеев и галерей новизна теряется, поскольку они отягощены собственной концепцией. Идеальная первая выставка — это смелое и оригинальное высказывание, а не попытка соответствовать существующим тенденциям и за счет этого утвердиться в арт-сообществе.

В ходе разработки проекта молодому куратору лучше всего провести качественное и подробное исследование: что уже было сделано на данную тему в современном искусстве. Это нужно для того, чтобы вести глобальный культурный диалог. И еще: главная задача начинающего куратора, на мой взгляд, — не пригласить именитого художника и сделать с ним выставку, а, по сути, «открыть» художника. Найти для него место в современном художественном пространстве — или же расширить это пространство для художника.

— Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы в российском искусствоведческом образовании? И какие пути их решения вы можете назвать?

— Возможно, мы слишком замкнуты в классическом и местном контекстах. Нужно постоянно следить за тем, что происходит прямо сейчас: не важно, на Западе или на Востоке, и обсуждать это. На мой взгляд, единственное правильное решение — стремиться всегда находиться в мировом актуальном художественном пространстве.

— В свое время перед вами стоял вопрос выбора учебного заведения. Что на него повлияло?

— Когда я делал этот выбор, контекст был иной. В постсоветском пространстве было две крайности: советская образовательная действительность — и только-только открывающийся новый мир с информацией, ранее недоступной. Выходом для меня стало сочетание классического образования и самообразования: изучение истории, философии, истории искусств не по учебникам.

— Чего вы ждете от конкурсных проектов наших участников?

— У Академии художеств и Манежа в этом году был замечательный опыт русско-японской студенческой выставки «Преодоление»: тогда из полусотни студентов можно было угадать двух-трех художников, которые точно останутся в будущем. И здесь я тоже хочу увидеть наше будущее, будущее художественного мира. Именно те, кто считается начинающими художниками и кураторами сейчас, — через 20 лет, надеюсь, станут формировать российское и мировое художественное пространство.


Конкурсные проекты принимаются по адресу contest.artschoolmasters@gmail.com. Один участник может прислать не более одного конкурсного проекта. Подведение итогов и оглашение имен победителей состоятся 10 августа 2018 года. Подробнее о правилах участия можно узнать на страничке конкурса.