28 июля 2018

«Вызов». Анна Нова

Вызов Баринова

Школа Masters проводит конкурс кураторских проектов «Вызов» — победитель получит возможность бесплатного обучения на образовательной программе «Арт-менеджмент». Masters Journal публикует интервью членов жюри конкурса, которые отвечают на вопросы о профессии куратора. В новом выпуске — владелица галереи современного искусства Анна Нова.

— Какими качествами должен обладать молодой специалист, чтобы вы приняли его на работу или взяли на стажировку?

— В первую очередь, у молодого специалиста должны гореть глаза! Без страсти в искусстве делать нечего. Страсть, удача и харизма — это три обязательных составляющих успешного человека в креативной индустрии.

— «Вызов» — это конкурс для молодых кураторов и авторов. Каких ярких представителей российской арт-сцены вы можете назвать?

— Это вызов не только для молодых кураторов, но и для всей команды школы Masters, взявшей на себя большую ответственность — организацию конкурса. Ведь именно от них зависят как масштаб проекта, так и, во многом, будущее его участников, для которых он может стать первым шагом на пути в увлекательный и сложный мир современного искусства. Наша галерея непрерывно находится в поиске новых имён не только среди художников, но и среди кураторов, поэтому мы будем рады, если Полина Бондарева поможет их выявить. Когда-то большой толчок появлению новых специалистов в нашем городе дала Школа кураторов, организованная Олесей Туркиной и Сергеем Бугаевым (Африкой); ее выпускники занимают сейчас ведущие позиции в разных культурных институциях. Надеюсь, что после «Вызова» нас ждет новая волна ярких и харизматичных культуртрегеров, готовых сворачивать горы на своем пути! Мы их очень ждем! Если приводить в пример тех, на кого стоит равняться начинающим авторам, то это, конечно, Дмитрий Озерков, Олеся Туркина, Евгения Кикодзе, Валентин Дьяконов, а также наш художник Александр Дашевский, который реализует себя и в кураторской деятельности.

— С чего стоит начать молодому специалисту после получения диплома, если он планирует построить карьеру в арт-индустрии?

— Начинать молодому специалисту нужно не после получения диплома, а до, чтобы выйти в «большой мир» уже с готовым портфолио и приличным CV. Важно стараться быть активным во время учебы: не только изучать теорию, но и применять ее на практике. Нужно путешествовать и смотреть проекты известных во всем мире кураторов, изучать тенденции и новые инструменты, востребованные в актуальной международной практике. Нельзя выпадать из процесса. Когда ты ныряешь в море арт-индустрии, ты начинаешь сталкиваться с профессионалами, работа бок о бок с которыми и дает тебе правильное направление.

— Какие проблемы существуют в российском искусствоведческом образовании, на ваш взгляд? И какие пути их решения Вы можете назвать?

— Проблем много, но одна из важнейших — это проблема получения опыта, насмотренности и внедрения в мировую индустрию. Наше образование опирается на книги и информацию из Интернета, но одно дело поехать на Рижскую биеннале, а другое — посмотреть её в «Инстаграме». Это дает совершенно разные впечатления и совершенно по-разному откладывается в твоей голове. Правильный опыт накапливается лишь тогда, когда ты не только визуально, но и всеми органами чувств смог проникнуться искусством. Так что если ты искусствовед, то путешествия — часть твоей профессии. Это очень вдохновляет. Когда мы стали ездить на западные ярмарки, только тогда я поняла, какое важное дело мы делаем и что мы на верном пути. Сидя здесь, я не могла этого понять. Наше общество, к сожалению, ещё недостаточно зрелое, чтобы давать подобную уверенность. Так что студенты-искусствоведы обязательно должны проходить практику в другой стране, как принято в Европе. Решить эту проблему могут стажировки и программы обмена, которые обязательно должны быть введены в наших вузах, а если говорить более глобально, то необходимо пересматривать всю образовательную систему, но это возможно только на государственном уровне.

— В свое время перед вами стоял вопрос выбора учебного заведения. Что на него повлияло?

— Первоначальный выбор образования был связан со страхом, что если я не поступлю в вуз, значит, я — лузер. Получить высшее образование в то время — это была некая гарантия того, что ты сможешь заработать на кусок хлеба, на жизнь. Сейчас я, конечно, понимаю, что это полная ерунда — поступать сразу после школы, когда ты ещё не нашёл себя и не чувствуешь своего призвания. В моё время считалось престижным получить образование экономиста, поэтому я и поступила в ФИНЭК. Решение получить дополнительное образование в «Сколково» по программе Executive MBA уже было осознанным. Когда сформировался наш холдинг «Нова Арена», я поняла, что у нас есть нехватка управленческого ви́дения, пробелы в менеджменте и маркетинге, что нужно внедрять новую систему, а для этого важно изучить, как работают новые экономические модели. Другими словами, наступило время больших изменений и понадобился «волшебный пинок», способный встрепенуть и вывести на новый уровень.

— Чего вы ждёте от конкурсных проектов наших участников?

— Ярких личностей! Даже не видя их глаз, хочется почувствовать их через проекты. Хочется увидеть азарт, желание сделать что-то новое и экспериментальное, но при этом качественное и глубокомысленное. Одним словом, чтобы зацепило! Чтобы, увидев проект, я поверила: у нашего искусства есть большое будущее.

Конкурсные проекты принимаются по адресу contest.artschoolmasters@gmail.com. Один участник может прислать не более одного конкурсного проекта. Подведение итогов и оглашение победителей состоится 10 августа 2018 года. Подробнее о правилах участия можно узнать на странице конкурса.