28 апреля 2018

Художники шутят

Юрий Александров в Name Gallery

«Из бумаги / на бумаге» Юрия Александрова — первая выставка в Name Gallery известного художника, опять выступившего вместе со своими персонажами. Работы Александрова остаются ехидными и неполиткорректными, даже атрибутированные любому автору и выполненные в любой технике или размере. Рассказывает Павел Герасименко.

Юрия Александрова петербургская публика успела узнать — и привыкнуть к его искусству: сначала его работы показывали «Борей» и галерея Navicula Artis, затем Anna Nova, нынешняя выставка открылась в Name Gallery. Получается, что почти за 20 лет его искусство проделало на арт-рынке путь от небольших нонпрофитных залов к уверенным коммерческим институциям, и это означает, что зрителя всё так же волнуют избираемые художником темы. А они с годами мало изменились: при упоминании имени Юрия Александрова всегда возникают два понятия — «комикс» и «Чукотка». Комикс (вернее, «шизокомикс», как определил его главный по современному искусству в Русском музее Александр Боровский) — основной жанр, который становится для Александрова универсальным способом повествования и во многом определяет его художественную манеру. Второй абсолютно правдивый факт — Александров иллюстрировал буквари и детские книжки на языках народов Севера — получил прямое отражение в сюжетах его работ, неприкрытая порнографичность которых тоже привлекала зрителя.

Выставку «Из бумаги / на бумаге» — его первый проект на новом месте — можно расценивать как предъявление визитных карточек. Работы способствуют такому сравнению: все они небольшого размера. Александров задолго до моды на «русское бедное» обратился к бросовым материалам: из круглых картонных тарелок художник создавал авторские книги, оттискивая краской след, оставленный спагетти. В отличие от произведений других мастеров жанра livre d’artiste, любая книга Александрова уникальна и вообще не предполагает тиража. В новом проекте он опять работает с «низким» материалом, используя для техники папье-маше туалетную бумагу и салфетки.

О чем эти работы — быстро становится понятно и искушенному зрителю, знакомому с художественной поэтикой Александрова, и увидевшему их в первый раз. Перед нами представление художника об истории искусства, диалог, ведущийся им с собственным творчеством и заочно с соперниками, которых легко опознать — это концептуализм московской школы и Тимур Новиков с его Новой Академией.

Можно спорить об истоках концептуализма в Петербурге или о причинах его неприятия на берегах Невы, но одно несомненно: Юрий Александров уже много лет является одним из самых интересных представителей концептуального искусства в нашем городе. Чтобы не грустить в одиночестве, он придумал двух персонажей — Ивана Гольденшлюгера и Константина Молоха. Вместе с ними он образует «ленинградскую школу», и даже в ее названии слышится издевка над тем искусством, которым здесь увлекались в 1970-х годах.

Работы на нынешней выставке тоже созданы этими тремя художниками. Они очень часто обращаются к текстам из прежних проектов Александрова, цитируя их по памяти. Например, фраза «Чтобы сделать картину, возьми кусок сатина, пришей к сатину ватина, и вышей название: Вся сила в знании» — издевательское, но верное определение способа создания Тимуром Новиковым тряпичных работ. Висящее по соседству объявление «Куплю старую картину нового художника» полностью раскрывает карты Александрова–Гольденшлюгера! После этого ищешь подвоха и внимательно читаешь по стенам все надписи на работах. Так, есть большое подозрение, что на голубенькой футболке с изображением двух милых ежиков процитирован не кто иной, как И. Д. Чечот.

Александров оформляет книги известных петербургских издательств, однако при этом годами сохраняет уважительную дистанцию с техникой. Для экспозиции он сделал несколько бумажных лэптопов, на их экранах можно прочитать хорошо известные по предыдущим выставкам, но по-прежнему рискованные каламбуры художника — Gott Mit Kunst или «Концептуализм — последнее прибежище негодяев». А что, если действительно так?


Текст, фото: Павел Герасименко


Выставка «Из бумаги / на бумаге» продлится в Name Gallery до 20 мая