8 декабря 2017

Юлдус Бахтиозина о проектах этого года

Юлдус Бахтиозина на TED

В ноябре в галерее Anna Nova прошла выставка Юлдус Бахтиозиной «Цирк 17», в которой фотохудожница представила новый взгляд на события 1917 года и политику в целом, используя приемы классической греческой трагедии, ретроспективы и визионерского искусства. Юлдус рассказала Masters о своем самом сложном проекте и работе с известным куратором, а также об отношении к критике.

Юлдус Бахтиозина — фотохудожница, единственный российский спикер конференции TED, участница рейтинга Би-би-си «Топ-100 женщин, меняющих мир к лучшему», лучший молодой модный фотограф по версии Vogue Italia.

О проекте «Цирк 17»

Практически на любых съемках часто что-то идет не по плану, и в такие моменты стоит задуматься, той ли дорогой ты идешь и правильно ли ты выбрал направление своей мысли. А в работе над «Цирком» — от рождения идеи до ее воплощения — все как-то с самого начала складывалось, и это придавало сил и помогало не останавливаться. В результате все получилось в точности так, как было задумано, и это невероятная удача.

«Цирк 17» — метафора, состоящая из собирательных образов и ассоциаций. Это мой самый сложный во всех отношениях проект. На подготовку ушло очень много времени и сил. В итоге получилось нечто наподобие слоеного пирога с большим количеством коржей.

О выставке The Artist/Knight

Все началось со знакомства с куратором выставки Джоанной де Вос, которая работает с Яном Фабром. Она выбрала мою работу Reflection («Отражение») из серии Russ Land, вдохновленную русскими сказками, для выставки The Artist/Knight в бельгийском замке Гасбек.

Безусловно, всю работу курировала Джоанна: то, где разместится и как будет выглядеть инсталляция, мы согласовывали несколько месяцев. В результате мы внедрили изображение в огромное, около двух с половиной метров, зеркало и поместили в старинную ванную комнату в замке. Особую роль сыграли большое количество зеркал и, конечно, освещение. Нам удалось создать некую иллюзию погружения посетителей внутрь пространства изображения, а свет, который через небольшое окно попадал на лицо персонажа, подчеркивал мистический эффект.

Работа над этой выставкой, и в частности работа с Джоанной, — потрясающий опыт. И, естественно, оказаться среди таких художников, как Дэмиен Хёрст, Марина Абрамович, Йоко Оно и мн. др., — это важный шаг в карьере и стимул для переоценки себя и своего творчества. Это одна из лучших групповых выставок, в которых мои работы когда-либо принимали участие.

О критике

Честно говоря, как таковой критики в свой адрес, во всяком случае аргументированной, я не получаю. То есть прямо в глаза мне никто ничего подобного не говорит, да и критических статей о своем творчестве я не читаю, хотя допускаю, что они существуют.

Наверное, я бы восприняла критику от определенного круга людей, но это совершенно точно должны быть люди, которые чего-то добились и поэтому вправе как-то высказываться о других. А когда люди собой ничего не представляют, но считают, что могут кого-то судить, — это смешно и не заслуживает никакого внимания. Конечно, имеют место попытки сравнить меня с кем-то, провести параллели, высказаться о глубине содержания моих работ. Но на такого рода злословие я реагирую с усмешкой или вообще никак, ведь мне все равно. Тем более что это может отвлечь от работы, которой у меня, к счастью, очень много.

Текст: Юля Анчугова

Фото на заглавной иллюстрации: ted.com