13 декабря 2017

Завод – это и есть жизнь!

Фото: Наталья Карасёва

В ноябре в Екатеринбурге завершилась 4-ая Уральская индустриальная биеннале. Искусствовед и арт-критик Наталья Карасева рассказывает, что искусство способно рассказать о регионе и почему стоит планировать визит в столицу Урала в 2019 году.

Екатеринбургский смотр – это отличный, и в век повсеместного распространения биеннального формата, редкий пример того, как чутко выставка откликается на локальный контекст. Тема индустриальности, надо признать, вовсе не уникальная для выставок актуального искусства, здесь, на Урале, подается с позиции личной сопричастности и с отчетливым биографическим сопутствием.

Для того, чтобы понять, какую роль играет промышленность в повседневности екатеринбуржцев, достаточно увидеть здание, в котором обосновался основной проект Биеннале. Уральский приборостроительный завод расположен в самом центре города на берегу Городского пруда на реке Исеть. Сейчас мощности завода полностью выведены в область, но последние 65 лет, с момента эвакуации предприятия из Москвы на Урал во время Войны, оно вольготно разрасталось в здании, изначально построенном для библиотеки. Согласитесь, подобная промцентричность возможна только в определенной ментальной среде – среде, где индустрия и есть культура.

Фото автора

Ключом к пониманию всей выставки стала исследовательская экспозиция, посвященная истории Завода. Она позволяет понять, что завод, да и не только Уральский приборостроительный, являет собой настоящую экосистему – с механизмами, человеческими отношениями и судьбами целых поколений. Только после осознания этого насыщенный основной проект, расположенный на трех этажах здания, раскрывается должным образом. Куратор Жоан Рибас создал масштабное повествование о кульбитах мировой экономики, которая переворачивает жизни отдельных людей, связанных так или иначе с промышленными производствами. В этой перспективе художники с разных континентов исследуют частные сюжеты: от упадка уральских деревень после остановки градообразующих производств до обреченности колумбийских искателей драгоценных камней, у которых больше шансов погибнуть, чем добыть заветное сокровище.

Фото автора

В случае с Екатеринбургом размышления на тему индустриального не выглядят чужеродно. Несмотря на то, что 4-ая Биеннале уже стала историей, с нетерпением хочется увидеть следующую – как она расскажет об Урале и как вторгнется в предел закрытых предприятий? Учитывая сложность и при этом качество прошедшей выставки, есть ощущение, что дальше – только интереснее!

Текст: Наталья Карасёва

Фото автора