13 декабря 2017

Завод — это и есть жизнь!

Фото: Наталья Карасёва

В ноябре в Екатеринбурге завершилась 4-я Уральская индустриальная биеннале. Искусствовед и арт-критик Наталья Карасева рассказывает, что́ искусство способно рассказать о регионе и почему стоит планировать визит в столицу Урала в 2019 году.

Екатеринбургский смотр — это отличный и в век повсеместного распространения биеннального формата редкий пример того, как чутко выставка откликается на локальный контекст. Тема индустриальности, надо признать — вовсе не уникальная для выставок актуального искусства, здесь, на Урале, подается с позиции личной сопричастности и с отчетливым биографическим сопутствием.

Чтобы понять, какую роль играет промышленность в повседневности екатеринбуржцев, достаточно увидеть здание, в котором обосновался основной проект биеннале. Уральский приборостроительный завод расположен в самом центре города, на берегу Городского пруда, на реке Исеть. Сейчас мощности завода полностью выведены в область, но последние 65 лет, с момента эвакуации предприятия из Москвы на Урал во время войны, оно вольготно разрасталось в здании, изначально построенном для библиотеки. Согласитесь, подобная промцентричность возможна только в определенной ментальной среде — среде, где индустрия и есть культура.

Ключом к пониманию всей выставки стала исследовательская экспозиция, посвященная истории завода. Она позволяет понять, что завод, и не только Уральский приборостроительный, являет собой настоящую экосистему — с механизмами, человеческими отношениями и судьбами целых поколений. Лишь после осознания этого насыщенный основной проект, расположенный на трех этажах здания, раскрывается должным образом. Куратор Жуан Рибаш создал масштабное повествование о кульбитах мировой экономики, которая переворачивает жизни отдельных людей, так или иначе связанных с промышленными производствами. В этой перспективе художники с разных континентов исследуют частные сюжеты: от упадка уральских деревень после остановки градообразующих производств до обреченности колумбийских искателей драгоценных камней, у которых больше шансов погибнуть, чем добыть заветное сокровище.

В случае с Екатеринбургом размышления на тему индустриального не выглядят чужеродно. Хотя 4-я биеннале уже стала историей, с нетерпением хочется увидеть следующую: как она расскажет об Урале и как вторгнется в пределы закрытых предприятий? Учитывая сложность и при этом качество прошедшей выставки, есть ощущение, что дальше — только интереснее!

Текст и фото: Наталья Карасева