29 декабря 2017

Жанр рождественского кино или "Ирония судьбы" по-индийски

890df0a631de2f3325359b4cbac6e766

Каждый год в предновогоднюю пору, когда, наконец, снег выпал, елки куплены, огоньки уже зажглись, подарки упакованы, а выходных до праздника еще немного осталось, для любителей кино, а в особенности для кинообозревателей, наступают тяжелые времена.

Любители не знают, куда податься в поисках хорошего рождественского кино, а обозреватели сомневаются, что могут дать по-настоящему дельный совет.

Задача обозревателя, впрочем, проста: найти, например, классические фильмы, которые смотрят в разных странах в новогодние и рождественские каникулы. Или покритиковать новейшие новогодние фильмы, как будто специально кем-то отобранные, чтобы кинокритик легко и непринужденно мог продемонстрировать свое искусство в едком разгромном анонсе. Можно, напротив, сосредоточить свой взгляд на любимых, наших, долгоиграющих и нестареющих кинокомедиях, к которым мы все привыкли и, констатировав этот непреложный факт, удовлетворенно вздохнуть —дело сделано, обзор состоялся.

Но что извлечь кинозрителю из всей этой информации, украшенной по традиции разноцветными красно-зелеными картинками, если ему нужен конкретный совет?

Ему нужно стопроцентное новогоднее кино: новое, но знакомое, утешающе-традиционное и при этом оригинальное. Прекрасное новогоднее кино. Искрящееся, как шампанское. Веселое и небанальное. Просто — хорошее кино по теме. Как бы «Рождественская песнь», только попроще. А такого мало. При всем при том, что рождественский фильм — один из самых востребованных киножанров.

Зритель в растерянности. Критик смотрит, отвергает, снова смотрит, чтобы сказать, чтобы не смотрели.

Так к какому же фильму все-таки обратиться в поисках новогоднего настроения? Итак, каждый год мы с друзьями ходим в баню. Каждый год мы всем народом смотрим один и тот же фильм Рязанова. Это традиция. Это неизбежность. В другое время его смотреть и в голову не придет. Как не придет в голову пересматривать римейк «Иронии судьбы», хоть и был он благородной попыткой дать зрителю временную передышку в смотрении первоисточника, загнать его в кинотеатры и выжать из утомившего, но все же шедевра, еще немного денег.

Что же делать? Смотреть «Иронию судьбы» по-индийски. С момента его создания прошло уже несколько лет, но он — странно — все еще не стал чем-то непреложным для нашего новогоднего стола. А жаль. Фильм реально поднимает настроение. Смотреть его без смеха невозможно. Только для получения наилучшего эффекта советуем приглядеться и применить к просмотру особый метод, хорошо коррелирующий с новогодним застольем.

Говорят, Рязанов согласия не давал и ничего не знал. Тем лучше для нас. «Я люблю NY» — читай, новый год и Нью-Йорк — фильм, сделанный без каких-либо угрызений совести. По-простому и в то же время радостно копирующий оригинал.

Первый совет, чтобы смотреть его правильно — надо сильно устать от первоисточника, а это как раз наш случай. Или очень любить индийское кино, это случай уже не всеобщий, но тоже довольно распространенный. Или испытывать потребность в постмодернистской, пусть уже и не модной, игре. Это случай уже сугубо индивидуальный.

Сводится эта игра к следующим правилам. Взять либо заведомо очень плохое кинопроизведение, либо совершеннейший, но успевший надоесть шедевр, и начать им любоваться, выискивая неочевидные и, может быть, вовсе несуществующие смыслы. Но и не забывать о том, что ты смотришь фильм, пользуясь как бы тройными очками — ты смотришь просто фильм (1), ты смотришь фильм с большим количеством коннотаций, всяких известных всем банальностей, к фильму привязанных (2), и в конце концов ты смотришь на эти банальности глазами ироничного, уставшего и пытающегося веселиться человека (3). В далекие времена это называлось кэмп.

Именно так и можно под Новый Год включить индийскую «Иронию судьбы» и оказаться как бы в волшебном, пьянящем сне, когда все это знакомое, но при этом какое-то странное. Индийская красавица в нью-йоркском лофте, вместо сервантов — белые канделябры и пуховые боа. В то же время, четверо друзей среднего возраста, как будто из нашей серии фильмов о думах среднестатистических средневозрастных мужчин, напиваются в бане и танцуют. Никаких параллельных ленинградско-московских квартир. Квартира одна. Зато прилагаются виды новогоднего Нью-Йорка. Поют все и всё время. Иногда переходят на короткие диалоги, но сопровождают их мимикой и жестикуляцией, характерной для танцев и в красках рассказывающей о случившемся. В конце концов приходят соседи, тоже индийцы, и танцуют все вместе.

Это ли не замечательно?

С наступающим и хороших просмотров!

Текст: Жамила Двинятина

Фото обложки: