Текст Бориса Гройса к проекту американской художницы Алины Блюмис «Политические животные». Работу «Любительская орнитология на паспортном контроле» и каталог к выставке в берлинском пространстве Aperto Raum вы можете увидеть в школе Masters.
Когда мы говорим о глобализации, то чаще всего имеем в виду глобальный круговорот информации, денег и товаров. Однако задолго до этого глобальный круговорот начали животные, птицы, насекомые — и всё ещё его ведут. Миграция птиц и животных предшествовала миграции людей. В то же время мигрируют не все животные: некоторые остаются частью локальных экосистем. Поэтому миграция животных и других живых организмов, таких как вирусы или микробы, представляет опасность для экологического баланса определённых регионов. Сегодня аналогия с миграцией людей очевидна. Нередко и её полагают негативным фактором, разрушительным для экологического баланса национальных государств.
Алина Блюмис приехала в США из Беларуси. Одной из ключевых тем её творчества является рефлексия над процессами аккомодации и интеграции, в которые каждый человек с похожим прошлым оказывается неизбежно вовлечён. Характер этой рефлексии продиктован вовсе не личным разочарованием или протестом. Напротив, внимание художницы привлекает абсурдность процессов как таковых. В своих недавних проектах «Любительская орнитология на паспортном контроле» и «Политические животные» она использует изображения животных и птиц, которые служат символами различных национальных государств и по этой причине оказались на официальных документах своих граждан, например на паспортах. Существует выражение: свободный как птица. Говоря о свободе птиц, мы имеем в виду, конечно, мигрирующих птиц, которые, паря высоко в небе, преодолевают любые государственные границы, чего нельзя сказать, например, о самолётах.
Однако птицы, изображённые на наших паспортах, не являются мигрирующими. Большинство из них хищники, как, например, орлы. В этом смысле они напоминают политических животных — львов или медведей. Орлы не мигрируют, они кружат в небе, контролируя свою территорию. Они — машины слежения. Они ищут добычу — и ловят её. Так что вполне понятно, почему столь многие государства выбрали орла своим символом. Конечно, есть и более миролюбивые представители птичьего царства. Но всех этих птиц объединяет привязанность к месту обитания, будь то пеликан из Барбадоса или попугай из Доминики. Все эти птицы — невольники своих земель. Мечтали ли они когда-нибудь стать свободными, перелётными, бывать в других странах, а не просто кружить и кружить над одной территорией? Мы не знаем. Но если птицы мечтают об этом, то граждане государств, на чьих паспортах они изображены, эти мечты реализуют, по крайней мере символически. Так, попугай остаётся в Доминике, пеликан — в Барбадосе, в то время как паспорта с их изображениями имеют возможность побывать в аэропортах по всему миру. Что бы ни говорили о мигрантах, несомненно одно: они реализуют мечту своих птиц о полёте.
Текст: Борис Гройс
Заглавная иллюстрация: Алина Блюмис. Любительская орнитология на паспортном контроле. 2016–2017