На выставке «Три петербургские коллекции» в корпусе Бенуа русское искусство зажило совсем другой жизнью.
Если музеи, как выяснилось сто с лишним лет назад, — это кладбища искусства, то в частных коллекциях произведения всё-таки продолжают жить. Их жизнь подпитывает та особая форма отношений, возникающих между предметом и его владельцем, которую точнее назвать любовью. Это становится очевидным после выставки «Три петербургские коллекции», открытой в корпусе Бенуа Русского музея.
Три коллекции — это собрания Ильи Палеева, семьи Березовских, семьи Наумовых, охватывающие вместе полувековой этап частного собирательства в Петербурге. Следующие в рамках одной выставки друг за другом, они придают русскому искусству новое, современное и динамическое измерение: внутри, казалось бы, изученного массива имён и произведений начинают происходить незаметные вибрации. В тесном экспозиционном соседстве каждая из коллекций и составляющие её произведения становятся фоном для двух других. Желанная хозяевам работ музейная атмосфера неожиданно чётко проявляет меняющиеся художественные моды и приоритеты, экономические и социальные основы коллекционирования, его психологические мотивации, среди которых азарт собирательства будет не на последнем месте. Вопроса о финансах не избежать, но траты наших современников оценивать всегда проще, чем стоимость покупок 50-летней давности.
Свойства российского арт-рынка, как и попытки его возрождения в последние четверть века, на долгие годы определила история. В Советском Союзе под подозрением была всякая частная инициатива и экономическая деятельность, включая коллекционирование предметов искусства: в 1979 году антикварам была даже посвящена серия популярнейшего детективного телесериала тех лет «Следствие ведут знатоки» — с интригующим названием «Подпасок с огурцом». Настоящее собирательство было делом редким, и занимались им исключительные люди: профессор баллистики и преподаватель Военмеха Борис Окунев, главный военный психиатр Ленинградского военного округа в чине генерала Николай Тимофеев, агрофизик и доктор наук Абрам Чудновский — вот имена известных коллекционеров прежнего времени. Глубоко продуманные, с систематическим подбором имён и вещей, их собрания по воле владельцев и наследников часто переходили в фонды государственных музеев. Произведения из трёх показываемых коллекций тоже достойны музейной судьбы.
Профессор Политеха и завкафедрой теплофизики Илья Палеев, чьи первые художественные приобретения пришлись на значимое время — 1953 год, спустя полгода после смерти Сталина, продолжал собирать и развивать коллекцию все последующие 17 лет, вплоть до своей смерти в 1970-м. Палеев сдружился с работавшими тогда в Ленинграде художниками первой величины: Владимиром Лебедевым и Натаном Альтманом. В 1960 году Альтман портретирует коллекционера, но в собрании он представлен всего четырьмя холстами. Палеев был холоден к авангардным экспериментам и любил больше всего мастеров Союза русских художников, однако на выставке показано почти 20 живописных и графических работ Лебедева разных лет. Почти так же обширно представлен Роберт Фальк: продуктивность и творческое разнообразие художника, во времена господства соцреализма вытесненного на обочину искусства, не может не удивлять.
Мирискусники — главная художественная мода в коллекционировании 1960-х годов и предел фрондёрства тех лет: именно на этих «декадентах» заканчивалась официальная история русского искусства. Наряду с императорским фарфором, их работы сделались воплощением понятия «остатки былой роскоши». Исполнять эту культурную роль был назначен Борис Григорьев, чьё искусство в постсоветские годы превратилось в главную коллекционерскую обсессию. У Палеева он представлен всего пятью работами, но написанный в 1916 году «Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга» можно считать эталонным. В собрании Владимира Березовского — 15 образцов григорьевской живописи и графики, все они с безупречным провенансом, который многое может сказать ценителю искусства: часто история работ начинается с собрания мецената 1900-х Александра Бурцева и через профессора Окунева доходит до коллекции Березовских. Интереснее всего «Мальчик с коровой», написанный в 1935 году в эмиграции, — как будто ничего не изменилось для художника со времён его знаменитого цикла революционных лет «Рассея». Среди семи работ Григорьева в коллекции Кирилла и Юлии Наумовых — не только типичная для художника сценка 1913 года «У балюстрады (На лоне природы)», но и любопытный пример ар-деко, датированный 1930-ми, — «Портрет мальчика».
В отличие от коллекции Палеева, законсервированной родственниками собирателя после его кончины, коллекция Березовских живёт и функционирует, оттого многие работы на выставке встречаешь как «старых знакомых». Всё благодаря активной публичной деятельности: с 2005 года существует KGallery под руководством дочери Владимира Березовского — Кристины Березовской, место выставок музейного уровня с привлечением экспонатов из других государственных и частных собраний. Наблюдая, как мельчает культурный слой и исчезают из оборота произведения авторов начала прошлого века, коллекционер вовремя переориентировался на художников «ленинградской школы»: Владимир Гринберг, Николай Лапшин, Вячеслав Пакулин, — украшение его собрания. Часть работ на выставке заняла лестницу, ведущую в музейные залы на второй этаж, что неожиданно для искусства 1960–1970-х годов, которое оказалось развешанным здесь так же, как когда-то в квартире Анатолия Сидорова, чьё собрание после его смерти было приобретено Березовским целиком.
Около десяти лет известны как собиратели искусства супруги Кирилл и Юлия Наумовы. Их консультантом при формировании коллекции стал эксперт аукциона McDougall’s и специалист по творчеству Павла Челищева Александр Кузнецов. Благодаря такому симбиозу, в российской коллекции теперь есть сразу несколько высококлассных произведений художника, чьи работы занимают почётное место в нью-йоркском МоМА, но совершенно неизвестны на родине. Ценовой рекорд для работ Челищева был установлен на торгах Christie’s в декабре 2016 года: в пять раз дороже эстимейта, за 1 385 тысяч фунтов стерлингов (цена «с молотка»), был продан холст 1933 года «Концерт», — теперь ясно, что он пополнил собрание Наумовых так же как «Ожерелье из роз», оценённое на Sotheby’s в июне 2018 года в 60–80 тысяч фунтов стерлингов и приобретённое коллекционерами за 200 тысяч. Подлинное украшение этого собрания — «Голова крестьянина» Казимира Малевича. Этюд к известной только по фото картине 1913 года «Крестьянские похороны» был продан на торгах русского искусства Sotheby’s 2 июня 2014 года за 2 098 500 фунтов стерлингов (включая вознаграждение продавца).
И Малевич, и Челищев — топ-лоты аукционных торгов — явно демонстрируют не только возможности, но и стратегию коллекционеров: покупать самое лучшее. При этом Малевичу выделено скромное место в зале, центр которого занимают Владимир Маковский или Николай Фешин — судя по всему, настоящий предмет любви Наумовых. За желанием собрать и показать буквально всё ощущается не только уверенность в собственных финансовых силах, но и оттенок неуверенности в коллекционерском выборе, иначе зачем демонстрировать в залах Русского музея гравюры Дюрера, которыми полон любой гравёрный кабинет европейского музея? К финалу экспозиция по плотности развески становится похожа на магазин «Антиквариат», не давая зрителю забыть, откуда в недавнем прошлом брались многие коллекционные предметы.
Три коллекции за полвека, разумеется, не все существующие в Петербурге: в последние пару десятилетий круг собирателей расширяется, а число предметов музейного уровня стремится к нулю. Выбор, возникающий перед активным коллекционером, который занят развитием своего собрания, — собирать современное и близкое к нашим дням искусство или перенести покупки проверенной классики на западноевропейские аукционы. Станут ли созданные таким путём коллекции столь же значимыми и достойными музейных стен, как три показанные, — вот вызов и перспектива для следующих поколений петербургских собирателей.
Текст: Павел Герасименко
Заглавная иллюстрация: Н. Лапшин. Новая Голландия. 1940. Бумага, акварель. 30.5 х 42. Собрание семьи Березовских. Предоставлено Государственным Русским музеем