В первом пресс-обзоре весны, желая ускорить её приход, мы подготовили для вас рассказ о событиях из мира бразильской и российской художественной сцены. Также мы уделили внимание актуальному для мира искусства вопросу этики в музее и вспомнили об отставке Жоана Рибаса из музея «Серралвеш», а кроме того, проследили за путешествием Лейденской коллекции, недавно покинувшей стены Государственного Эрмитажа. На сей раз не обошлось и без анекдотов от самого дорогого художника в мире. Это и другое — в мартовском пресс-обзоре.
- e-flux.com, США

Вид выставки рисунков Лины Бо Барди. Фонд Жоана Миро, Барселона
В Фонде Жоана Миро в Барселоне продолжается выставка рисунков уникального бразильского архитектора Лины Бо Барди, в 1968 году спроектировавшей Музей искусств в Сан-Паулу, а в 1984-м — театр «Офисина», в котором 50-метровый коридор соединяет две зоны и устраняет пространственное разделение между актёрами, театральным персоналом и публикой. Ранее, в 1951-м, Бо Барди придумала Стеклянный дом (Casa de Vidrio) с непрерывными окнами, стойками-сваями, белыми стенами и призрачно-прозрачными границами, отмеченный очевидным влиянием виллы «Савой» Ле Корбюзье и дома Дугласа авангардиста Ричарда Мейера. Для выставки были тщательно отобраны сотни рисунков архитектора, которые помогают зрителю проследить этапы становления Бо Барди, начиная с 1956 года — с темы «растений» и «органических форм» — и заканчивая исследованиями природы человеческого субъекта и тела в противопоставлении его архитектурным формам.
- The Artnewspaper Russia

Павел Пепперштейн. Собственность художника
В музее «Гараж» открылась выставка российского художника Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта». Из интервью Екатерины Вагнер для The Artnewspaper Russia: «…я не назвал бы эту выставку ретроспективой. Она, конечно, охватывает самые разные периоды жизни, но при этом у нее нет претензии показать осмысленный биографический разворот от детства до юности, от юности до старости, от старости до растворения в биосфере. Но какие-то элементы этого присутствуют. В частности, будут показаны очень-очень ранние работы, которые никогда не выставлялись. Вообще, будет много такого, чего московская публика не видела».
- The Guardian, Великобритания

Дэвид Хокни со своими спасителями. Фото: Робин Утрехт / EPA
Старейшая британская газета The Guardian сообщает об инциденте, произошедшем в Амстердаме. Самый дорогой на данный момент 81-летний английский художник Дэвид Хокни, приехавший на открытие своей выставки «Хокни — Ван Гог. Радость природы» в Музее Ван Гога в Амстердаме, застрял в лифте отеля Conservatorium перед интервью для канала BBC Radio 4 Today. Хокни спускался вниз, чтобы выкурить сигарету, которая так и осталась в руках художника на ближайшие 30 минут, пока пожарные не освободили их с редактором из заточения. Стоит отметить, что в 2018 году работа Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» была продана за рекордную сумму 90,3 миллиона долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
- artforum.com, США

Фонд «Серралвеш», Порту (Португалия)
Из мира цензуры: музей «Серралвеш» в Порту объявил о назначении на пост нового директора. Им стал Филипп Вернь (Philippe Vergne), бывший директор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (МОСА) и Музея современного искусства в Марселе. В сентябре прошлого года директор музея «Серралвеш» Жоан Рибас ушёл в отставку в знак протеста против цензурирования выставки Роберта Мэпплторпа. Музей принял решение убрать из экспозиции 20 фотографий, сделанных художником, и запретил вход на выставку лицам моложе 18 лет.
Жоан Рибас хорошо известен российской публике по основному проекту 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге, где он выступил в роли куратора.
- Time Out, ОАЭ

Ян Вермеер. Девушка за вёрджинелом. 1670–1672. Лейденская коллекция (слева). Ян Вермеер. Кружевница. 1669–1670. Лувр (справа)
В филиале Лувра в Абу-Даби открылась выставка «Рембрандт, Вермеер и голландский золотой век: шедевры из Лувра и Лейденской коллекции», хорошо знакомая петербургской и московской публике. В экспозиции представлены 22 картины и рисунки Рембрандта и его мастерской: от ранней серии лейденского периода, аллегорически изображающей чувства, до более поздних работ, созданных в Амстердаме, в том числе знаменитый «Автопортрет с затенёнными глазами» (1634) и «Минерва в своём кабинете» (1635) из Лейденской коллекции.
Впервые за 300 лет две работы Яна Вермеера — «Девушка за вёрджинелом» (1670–1672) из Лейденской коллекции и «Кружевница» (1669–1670) из Лувра, — написанные на холсте из одного рулона, встретились друг с другом на одной стене.
Текст: Елена Юшина
Заглавная иллюстрация: Павел Пепперштейн. Астронавт как рама ландшафта. 2018. Собственность автора