17 марта 2022

К новому зрителю: Parazit в Галерее Марины Гисич

Перед нами тот редкий случай, когда все происходит так, как тому и должно быть. В галерее, начинавшейся с дружбы с художниками и непреодолимого желания устроить художественную жизнь на свой лад, проходит выставка группы, которая была и остается общностью единомышленников. Галерея свое двадцатилетие отметила несмотря на все карантины этого мира празднично и лихо — эффектным арт-фестивалем. Parazit, кстати, тоже уже разменял два десятка, предварительно сделав выставку к своему пятнадцатилетию в «Борее», в альма матер группы. То есть не группы, а объединения, как гласит официальное название Parazitа.

Объединение Parazit — продолжение «Новых Тупых», одной из первых постсоветских арт-групп, стоявших у истоков contemporary art в нашем городе, где долгие годы самым современным художником для большинства оставался Сезанн, а Марке казался невозможным будущим. Как и «Новые Тупые», Parazit — плод постмодернистского скепсиса, только уже в иных обстоятельствах, не предполагавших прежней сосредоточенности художника на снятии границ эстетического опыта и на их исследовании. Основатели объединения живут той же свободой и той же одержимостью делать искусство вне установленных рамок и институций. Parazit — та же жажда подлинного искусства здесь и сейчас, та же неутолимость, но его формат — не немыслимые художественные случаи, выпадающие из текущей художественной жизни, да и из жизни вообще. Parazit — это мастерская, открытая для всех интересующихся и желающих принять участие в этом своеобычном разговоре о современности. Двух мнений быть не может: никакие, конечно, эти художники не паразиты, — одно только слово, тешащее тех, кому памятен словарь критики буржуазного искусства. Назови искусство надстройкой, художников — подпевалами, а почтенную публику — их прихвостнями, этим не избавиться от странных людей, переиначивающих накатанные сценарии жизни в невероятные танцы или свистопляску, какой свет не видывал. Только еще пуще раззадоришь самых рьяных. Всегда были те, кто умел писать едва читабельные коды, в которых иной раз узнавалось иное время, и в отдельных случаях благодаря им возможности из разряда невероятных вдруг становились самым что ни на есть заурядным делом.

Объединение PARAZIT «В поисках подготовленного зрителя» / Marina Gisich Projects

Parazit с его образцово-показательной аллергией на пафос — как раз из таких жрецов культа подлинного арта, серьезность свою виртуозно переформатирующие во всевозможные игры, лишь бы только не оказаться в роли человека с серьезными намерениями. Вроде как они с превеликим наслаждением присосались к «Борею», где самозародились и «Новые Тупые». Там, в приземистом коридоре, наградившем шишками не одно поколение ценителей прекрасного и безобразного, они месяц за месяцем, год за годом ведут неравный бой с банальностями, угодливостью в искусстве и пошлостью всех мастей и калибров. Однажды они перещеголяли на этом поприще даже великого и могучего Дэмиэна Херста. Кстати, с их задиристым озорством это оказалось не так уж и сложно: Young British Artists ведь мрачные, как сказки Андерсена, а нашим самоделкиным-лицедеям только дай повод, — тут же здесь схохмят, там съязвят… Работа у скомороха не из легких: попробуй удерживать улыбки на незнакомых лицах. Вернее всего — шутить, шутить, а про себя иметь в виду что-то нешуточное, так что всех развеселишь, а кому-то даже, наверное, в этом будет слышен не один только хохот. Parazit как раз в таком ключе и играют — причем с неизменным успехом. Постоянно, из года в год, в объединение приходят молодые художники, часто совсем молодые. Так что на фоне российского современного искусства, в котором начинают ближе к тридцати и затем как будто еще полвека не стареют, Parazit — вечно юная компания, поскольку происходящее в нем притягательно для начинающих. Иначе говоря, это не только мастерская, но и школа искусств. Как и прежде, Владимир Козин окружен молодыми художниками двух, если не трех поколений, притом что среди уже признанных художников есть те, кто по праву считает себя его учеником. Другие же благодарны за ту открытость и душевность, с которыми он помогает войти в искусство и увидеть свой путь в нем.

Выставка Parazit’а в Галерее Марины Гисич — знаковая. С музеями и арт-центрами объединение еще как сотрудничало, на биеннале и фестивалях давно примелькалось, в «Борее» просто живет и побеждает, но проект в ведущей галерее современного искусства в Петербурге — не только переход в иную публичность, но принципиальный для Parazit’а сдвиг в работе. Прежняя публика, конечно, на выставку придет, то есть она-то в первую очередь и придет. Только разговор на этот раз ведется не среди своих, а гораздо шире — с прицелом на тех, кто хочет владеть произведением искусства, а не быть так или иначе к нему причастным. Тут накоротке ничего не скажешь, хотя в принципе в современном искусстве хороший тон — все говорить и схватывать с полуслова. О новом зрителе, к которому обращается объединение, — кураторское предуведомление к выставке. Тут не могучая кучка персонажей ищет автора, и не потерянное время обретается. Новый зритель появится, и разговор с ним будет выходом из маленького мирка contemporary art в мир, где искусство сохраняется в формате максимального расширения. Каково будет продолжение этой истории, мы узнаем уже совсем скоро.


Текст: Станислав Савицкий
Заглавная иллюстрация: Объединение PARAZIT «В поисках подготовленного зрителя» / Marina Gisich Projects