8 февраля 2019

Павел Пригара: «Свобода — для нас ключевое понятие»

By Даниил Рабовский для St. Petersburg Digest

ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге за последние пару лет стал одним из основных (если не сказать большего) выставочных залов в городе. Однако таким он был не всегда. Masters Journal поговорил с директором «Манежа» Павлом Пригара и узнал о том, как ему удалось возродить выставочный зал и заново выстроить коммуникацию с не самой простой петербургской аудиторией.

— Начнём с распространённого заблуждения: иногда ошибочно считают, что Центральный выставочный зал «Манеж» — это филиал московского Манежа. Но это совершенно разные институции, с различным руководством, программой. Сегодня наш Манеж — уникальное явление для города. Как вы выстраиваете имидж институции? 

— Имидж, скорее даже образ, институции — важен концептуально. Мир устроен так (в том числе и музейно-экспозиционный мир искусства), что ему нужны маркеры как некие символы, которые позволяют людям структурировать реальность. Тем более сейчас, когда очень много информации, контекстов, интерпретаций, толкований. Человек ищет чего-то более простого, что станет для него ориентиром. Например, музей Эрмитаж — не нужно ничего объяснять и расшифровывать — это маркер. Он одинаково значим для сфер культуры и туризма. Статус этого места позволяет достаточно легко коммуницировать с аудиторией и с сообществом и задаёт определенный уровень: я даже не хочу по отношению к Эрмитажу применять слово «качество», это особая планета и особый мир. Поэтому бренд, его история и его восприятие имеют значение. Таким образом мы упрощаем восприятие мира даже в абсолютно потребительских наших действиях — скажем, совершая покупки.

Немногие об этом знают, но у Манежа есть структурное подразделение — МИСП (Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков). Это наш сознательный шаг — разделить два бренда. Выставочный зал и музей — концептуально разные подходы и разные функции. МИСП находится под нашей опекой и быстро становится очень современным. Это тоже поле для экспериментов, однако мы развиваем его как музей: там идёт важная научная работа, расширение коллекции, изучение художественного контекста в изобразительном искусстве Санкт-Петербурга ХХ века и настоящего времени. А для большого Манежа изначально было принципиально стать чем-то новым, таким необычным и свободным.

— Как вы ощущаете эту свободу? 

— Свобода — для нас ключевое понятие, из неё и рождаются по-настоящему интересные и художественно значимые проекты. С ощущением свободы нам легче работать с кураторами, поскольку любые эксперименты и любые формы для нас не то что приемлемы, а крайне желательны. Логотип Манежа — это межколонное пространство; тем самым мы заявляем, что концептуально мы — пространство пустоты. И мы приглашаем эту пустоту заполнить. Значение имеет не сам выставочный зал как некая конструкция, а те проекты, которые меняют эту почти физическую пустоту внутри на какое-то интересное содержание. Такие проекты привлекают к нам ещё больше крутых институций, которые хотят с нами поработать.

Вид экспозиции «Христос в темнице». Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

К примеру, выставочный проект «Христос в темнице» получился во многом благодаря тому, что российские музеи уже знали нас и наши проекты. Русскую деревянную скульптуру обычно дают очень неохотно. Музеи требовательны к условиям хранения и транспортировки; это экспонаты на грани светского и религиозного искусства, к ним очень трепетное отношение, поэтому важно, в какой экспозиции они окажутся, как они могут быть показаны и интерпретированы. И согласие на участие в выставке ряда музеев, например Переславль-Залесского музея-заповедника или Рязанского художественного музея, во многом зависело от рекомендации, которую Манежу дали Русский музей и Третьяковская галерея. Так сила притяжения становится активнее, и это нам очень помогает в работе.

В 2019 году у нас планируются разноформатные коллаборации с зарубежными институциями, и мне всегда приятно слышать при знакомстве, что они знают о Манеже. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы представлять не локальное искусство, а быть частью общего художественного процесса. Конечно, есть проекты, например выставка «Жизнь после жизни», которая откроется в апреле, сосредоточенные на петербургском искусстве, на исследовании того, как художники осознают тему смерти и бессмертия. Этот художественный проект основан на локальном контексте во многом потому, что сама тема огромная и рассуждать о ней безгранично и в общих терминах достаточно сложно. 

В Манеже проходят выставки разного формата: художественные, театральные, иммерсивные, тематические — как Lexus Hybrid Art. Есть ли приоритетные направления, в которых вы хотите развиваться?

 Говорить о приоритетных направлениях — значит сознательно или бессознательно ограничивать кураторскую свободу, которую мы всячески развиваем, пропагандируем и стараемся сделать нашим основным принципом. В первые два года в определённом смысле ошибка для нас стала важнее, чем успешный проект, потому что в поисках нового ты не можешь всё время двигаться по правильному пути. Со страхом ошибки я всё время стараюсь бороться.

Lexus Hybrid Art — не самый типичный проект, который появился в первые месяцы существования Манежа после реновации. Это был наш эксперимент, а со стороны устроителей — попытка связать бренд с современным искусством. Я понимаю также, что эта поддержка нужна искусству: художественные институции не могут существовать в закрытом формате, обеспечивая себя необходимыми ресурсами, поэтому возникают попечительские советы, фонды и такие выставочные коллаборации.

— Интеграция при этом не вынужденная. Как вы отбираете выставочные проекты?

— Сейчас у нас, конечно, больше возможности выбирать — в самом начале все к Манежу просто присматривались. Музейный мир достаточно консервативный, и репутация там дороже всего, поэтому эксперименты и новые институции всегда воспринимаются с осторожностью. В первый год работы мы получали много критических комментариев о том, что выставки слишком короткие, «неужели этот проект нельзя было продлить?». При этом основную задачу мы выполнили — показали, что можем быть разными и хотим развиваться. Более того, нужны были разные форматы событий, чтобы быстро сформировать эффективную команду.

Вид экспозиции «Хранить вечно». Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

— Расскажите, как возникла идея одной из самых громких выставок 2018 года — «Хранить вечно».

— Это был давний план. Есть абсолютно точное определение того, чем должен быть Манеж, — кунстхалле (Kunsthalle). Это пространство с акцентом на визуальном искусстве, способное притом вместить в себя больше, чем статические истории, связанные с изобразительным искусством. Даже до открытия Манежа, при разработке его архитектуры и внутренней концепции, мы хотели, чтобы здесь встречались разные люди из мира искусства: и театр, и музыка, и танец, и те синтетические конструкции, которые включает в себя современное искусство. Более того, мы не хотели ограничивать свою аудиторию.

В основе «Хранить вечно» лежит талант Андрея Могучего и художника-постановщика Веры Мартынов, а ещё — удачное стечение обстоятельств. С одной стороны, был замечательный контент и повод — празднование 100-летия наших царских резиденций, которые превратились в музеи. С другой стороны — ресурс самих музеев-заповедников, организационный и финансовый. В неменьшей степени помогла смелость директоров, которые решились соединить четыре самодостаточные, в хорошем смысле амбициозные институции в Манеже. Так, из возможностей и амбиций, возник этот проект, а мы оказались единственной площадкой, способной это принять и показать правильно. Там очень много для нас хороших экспериментов — видимых и невидимых.

— Это отличная точка входа для совершенно разной аудитории. На выставку пошли даже те, кто редко посещает музеи и мало интересуется искусством. Перед каждым зрителем вставал вопрос о реальности, а проект представлял собой некий спиритический сеанс в реальном времени.

 Абсолютно точно. Похожие истории в других местах так или иначе были ориентированы на интертейнмент (entertainment), там больше развлечений. С «Хранить вечно», с моей точки зрения, получился удачный баланс между иммерсивностью и разговором о важных жизненных ценностях, осознании своего места в действительности, о пространстве и времени: это как раз то, о чём говорит искусство.

Вернусь к началу разговора: мы в достаточной степени даём свободу куратору. Это базовая для нас идея: мы не ищем художников, мы ищем кураторов — людей, способных рассказать большую историю. Так выставка из демонстрации предметов становится самостоятельным высказыванием, именно на этом построены все удачные проекты, которые здесь у нас были. И «Христос в темнице» Семёна Михайловского, и «Хранить вечно» Андрея Могучего, и «Части Стен» Алексея Партола — это персонализированные истории людей, которые решены через музейные предметы, через созданные инсталляции, через бутафорию и через дизайн.

— Считаете ли вы, что искусство должно приносить прибыль? В Великобритании вход в большинство музеев бесплатный, как в Лондонской национальной галерее, Музее дизайна, — кроме специальных выставок. Является ли прибыль показателем хорошего искусства?

 Это большой вопрос с огромным количеством измерений. Он связан не столько непосредственно с культурой, сколько с общественным укладом и традициями. Мы можем разбить этот вопрос на несколько вопросов. Является ли, например, количество посетителей важным критерием для успешности проекта? Я не уверен. Само предназначение искусства — расширение границ: эстетических, философских, ментальных. И по-настоящему талантливые художники, конечно, опережают время и не находят свою аудиторию. Есть бесконечное количество примеров, в частности Ван Гог, который не был признан при жизни.

В этом смысле кажется более интересным то, что ещё не понято широкой аудиторией. Часто большие очереди, с моей точки зрения, свидетельствуют скорее о социальном, а не о художественном значении этого искусства, но это немного другая плоскость. Даёт ли высокопосещаемая выставка какой-то толчок для развития искусства? Не обязательно. Возникает ли у аудитории некая привычка определения эталонности в среде? Может быть. Является ли это развлечением? Очень часто — является.

— В киноиндустрии успех в большинстве случаев определяется собранной кассой, и этого совсем не стесняются. В изобразительном искусстве часто наоборот. При этом художник находится в равном положении с режиссёром — человек искусства, говорящий формами, ищущий, созидающий. Как вам кажется, наступит ли в искусстве тот момент, когда мы перестанем «стыдиться» цифр? Например, Баския известен не только своими работами, но и ценами на них. 

 По моему личному ощущению, очень немногие люди, оказавшись на выставке Баския (и, может быть, пройдя огромную очередь на эту выставку), смогут понять, почему работы художника стоят так дорого, каково его значение в глобальном художественном процессе, почему вдруг в далёкой Америке возник этот парень и вдруг стал знаменитым. Скорее, здесь оценка «стоимости» художника влияет на общественный интерес. Это в определённой степени миф. Сравнивая с кино: если зритель стоит в очереди на блокбастер, он ищет развлечения и понимает эту эстетику «на потребу» публике. Но с изобразительным искусством немножко по-другому. Скажу честно: мне кажется, что большинству зрителей, которые приходят на выставку Баския, это искусство не нравится.

— Здесь, как с Ларсом фон Триером, работает человеческая психология отрицания: «мне это не нравится, мне это причиняет дискомфорт, но я буду это смотреть».

— Да, это такое испытание, самоидентификация. Люди хотят быть лучше, чем они кажутся.

Здание Манежа с афишами выставки «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале». 2016. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»

— Почти у каждого на новом месте есть понятие вершины, куда он стремится забраться. Есть ли у вас подобная выставка мечты или тот проект, который вы обязательно хотели бы реализовать на посту директора Манежа?

— Сейчас эта вершина окутана туманом, она в облаках. Насколько она высока, или насколько хватит у меня сил, и что будет являться исполнением мечты — мне сказать сложно. Сейчас мы всей командой взбираемся наверх — и всегда стараемся повышать планку. Если уж мы говорим об альпинизме, то где-то мы выстраиваем базовый лагерь; какой-то склон или стена нам пока кажутся непреодолимыми, и мы готовимся их преодолеть; где-то ищем обходной маршрут. Однако я не думаю, что в художественном процессе есть какой-то абсолютный эталон, который может являться финальной точкой. Такой точкой скорее может стать собственное состояние — когда закончился запас внутренней энергии и исчез интерес.

— Последний вопрос — его вам задают часто. У вас есть опыт работы чиновником; что для вас сегодня чиновник в нашей стране? И насколько быстро вас приняло художественное сообщество с таким бэкграундом?

— Период, когда я был чиновником в классическом представлении, в моей профессиональной карьере был далеко не самым значимым и длительным. Если говорить о карьере, то я начинал работать на телевидении, в продюсировании телевизионных фильмов, рекламы, потом ушёл в бизнес-среду — к Манежу скорее применим этот опыт.

Это слегка ироничное высказывание — и тем не менее важное для меня: я считаю, что каждый человек втайне мечтает прожить несколько жизней, и у кого-то это получается. Для меня Манеж — ещё одна жизнь. Принцип везде один: нужно просто делать дело и показывать результат, даже если есть сомнения; в любом случае, преодоление — это тоже очень захватывающе. Хотя моя личная практика не говорит о том, что это какая-то избыточно консервативная среда. В новом Манеже я ни разу не чувствовал, что мне приходится подстраиваться под кого-то и лицемерить. Мне интересно сейчас — и, думаю, будет интересно ещё довольно долго.


Текст: Лилит Акопян

Заглавная иллюстрация: Павел Пригара. Фото: Даниил Рабовский для St. Petersburg Digest. Предоставлено ЦВЗ «Манеж»