10 октября 2019

«Территориальные» преимущества

5 easy pieces_fep-cast-a-philedeprez1778

Каждый год осенью Москва если и не превращается в театральную столицу мира, то, по крайней мере, всерьёз претендует на это звание. Дело в том, что, несмотря на плохую погоду (или, наоборот, именно благодаря ей), в столице наступает сезон театральных фестивалей. Длится он обычно до начала зимы, чтобы потом с помощью «Золотой Маски» расцвести полным цветом уже по весне. Первой открывает большой театральный марафон «Территория». Подробнее о её программе-2019 и о том, чего никак нельзя пропустить, — театровед и куратор Ника Пархомовская.

Mustsee

В программе нынешней «Территории» немало интересного, но есть в ней минимум два спектакля, которые никак нельзя пропустить, даже если ради них придётся на время бросить любимую работу, любимый диван и любимого человека. Речь о «Пяти лёгких пьесах» Мило Рау (Центр имени Вс. Мейерхольда, 14 и 15 октября) и «Медее» Саймона Стоуна (Театриум на Серпуховке, 16 и 17 октября). И если про второго продвинутым столичным зрителям уже всё более или менее понятно — в 2019-м он стал настоящим героем российского театрального сезона, завоевав невиданное количество поклонников своими базельскими «Тремя сёстрами» и венским «Йуном Габриэлем Боркманом», — то с первым отношения у нашей публики складываются довольно-таки странные.

Во-первых, швейцарец Рау уже который год не может приехать в Россию — даже на гастроли собственных спектаклей. Дело в том, что после документальной постановки о «московских процессах», посвящённой судам над деятелями совриска, въезд в нашу страну ему запрещён, и даже Европейскую театральную премию в номинации «Театральная реальность», которую режиссёру присудили в прошлом году, он вынужден был получить не лично на сцене Александринки, а онлайн. В 2019-м справедливость отчасти восторжествовала, поскольку в рамках второго важнейшего осеннего фестиваля («Нового Европейского Театра») в ноябре именно на бывшей императорской сцене покажут самый острый на данный момент спектакль Рау «Репетиция. Истории театра». Однако саму ситуацию с регулярной невыдачей ему визы иначе как абсурдной не назовёшь.

Между тем Мило Рау сейчас, пожалуй, режиссёр номер один в области социального театра. Он уже много лет ставит документальные спектакли не просто на злободневные темы, но пытается разрешить непреодолимые конфликты, привлечь внимание к замалчиваемым темам, обостряет и проблематизирует в то время, как другие уходят от серьёзных тем и ответственности. Когда в прошлом году его назначили художественным руководителем городского театра бельгийского Гента, он первым делом опубликовал манифест, в котором говорилось, что театр должен не отражать, а преображать мир. Также там постулировались отказ от постановок классики, необходимость работы с непрофессионалами и то, что как минимум один спектакль за сезон должен репетироваться или ставиться в зоне военных действий.

Постановка «Пять лёгких пьес». Режиссёр: Мило Рау

Постановки собственной театральной компании Рау, называющейся ни много ни мало Международным институтом политического убийства (International Institute of Political Murder), всегда основаны на реальных событиях и их реконструкции. Так, «Пять лёгких пьес», которые предстоит увидеть московским зрителям, — это спектакль с участием подростков, которые «разыгрывают» биографию маньяка Марка Дютру. Казалось бы, не самая подходящая для неокрепших тел, умов и сердец тема, но Мило Рау умеет не «использовать» своих актёров, а говорить о насилии — без насилия, внятно и в то же время человечно. Думаю, подростки были выбраны им на роли «исполнителей» этой истории отнюдь не случайно: именно с их категорической верой в жизнь и будущее, с их максимализмом и нежеланием принимать мир таким, какой он есть, только и можно говорить о подобных преступлениях. История маньяка в их простом, даже лапидарном изложении превращается в историю всей Бельгии, а название «Пять лёгких пьес» из ироничного становится одновременно и актуальным, и брутальным. Хотя, конечно, этот спектакль театрального активиста и акциониста Рау ни при каком раскладе лёгким не назовёшь.

Постановка «Медея». Режиссёр: Саймон Стоун

Впрочем, второй гвоздь программы «Территории» тоже не для слабонервных. Столь полюбившийся московской публике австралиец Саймон Стоун не просто переписал (как он это любит и умеет делать в совершенстве) пьесу Еврипида и перенёс действие древнегреческого мифа про Медею в наши дни, но обратился к реальной истории реальной американки, уничтожившей из ревности свою семью и свой дом. Прототип его Медеи, Дебора Грин, полгода травившая мужа ядом и в итоге отправившая на тот свет двух детей от второго брака, до сих пор сидит в тюрьме, а актриса, сыгравшая её роль, Марике Хебинк, ещё в 2015-м получила нидерландскую театральную премию Theo d’Or. Сам же Стоун со времён своей первой «Медеи» обращался к этому сюжету неоднократно, в том числе совсем недавно, на Зальцбургском фестивале, где он поставил одноимённую оперу Луиджи Керубини.

В давнем спектакле, созданном в знаменитом Toneelgroep Amsterdam Иво ван Хове, есть тем не менее все приметы будущих работ Стоуна и фирменные черты его почерка: актуальность, современность, перенос действия не просто в наши дни, но в конкретные обстоятельства с предельно подробным и точным их воспроизведением. Там много видео, много эффектных моментов, много секса и ещё больше боли, потому что, как и Мило Рау, Стоун никого не осуждает, а исследует. Он пытается понять, в чём банальность зла и как человек сходит с ума, почему творит вещи, с точки зрения здравого смысла и общественной морали немыслимые, но ставшие возможными благодаря болезни и искажённой картине мира. И хотя Стоун, как всегда, уверен, что «Бог в мелочах», его спектакль наверняка отзовётся в каждом, кто ищет, любит и сомневается.

Must-dance

Перформативная, или танцевальная, программа «Территории» этого года тоже довольно насыщенна. Но прежде всего в ней хочется отметить два очень разных спектакля двух очень разных художников — живого классика и совершенно незнакомого российскому зрителю бразильца, живущего в Швейцарии. Это, конечно, Мег Стюарт с её «Соло» (Центр имени Вс. Мейерхольда, 18 и 19 октября) и Гильерме Ботело с его «Косым дождём» (Театр имени Моссовета, 14 и 15 октября). Обе работы можно безо всякой натяжки отнести к жанру contemporary dance, что, кстати, не так часто случается даже с лучшими из привозимых в Россию танцевальных спектаклей, которые оказываются то современным балетом, то вообще какой-то внежанровой междисциплинарной вампукой. В данном случае всё чисто, прозрачно и чрезвычайно интересно.

Постановка «Косой дождь». Хореограф: Гильерме Ботело

Ботело приезжает в Россию впервые и показывает здесь работу, в которой много движения — бессмысленного и не очень — и игры света. Если верить видео, это такой немного «механический» танец, лишённый характеров и персонажей, но объединённый общей идеей и очень конкретным, предельно понятным месседжем про то, что «тот, кто не двигается вперёд, оказывается далеко позади». Если верить критикам и аннотациям, это такой коллективный, групповой транс, одновременно завораживающий и пугающий, вызывающий желание присоединиться и притом ненадолго остановиться вместо того, чтобы стремительно бежать.

Танцевальный спектакль «Соло Мег Стюарт». Хореограф и исполнительница: Мег Стюарт

Мег Стюрт, едва ли не самую знаменитую из всех современных американских перформеров и хореографов, из ныне живущих сравнимую по масштабу личности разве что с Мередит Монк, волнует, по идее, всё то же самое, что и её менее именитого коллегу. Что нами движет? Как тело откликается на импульсы? Что говорят наши тела? Какой опыт они передают и какими воспоминаниями делятся? Как соотносятся физическая и эмоциональная память? Каковы наши повседневные двигательные паттерны? Стюарт много лет занимается изучением всех этих насущных вопросов и ищет ответы на них вовсе не в словах, но в первую очередь в танце. Её компания Damaged Goods уже больше 20 лет одна из главных в своей области, а сама Мег — символ неутомимых и часто бескомпромиссных творческих поисков.

На «Территории» американка покажет перформанс, состоящий из небольших соло и отрывков разных лет, которые наилучшим образом описывают её творческую концепцию и картину мира (которая у Стюарт, безусловно, есть — и очень важна для понимания того, что она делает в танце). В каком-то смысле это своеобразная энциклопедия или дайджест, позволяющий если не осмыслить весь её огромный вклад в развитие современных перформативных практик, то, по крайней мере, осознать, насколько он велик. Кроме того, в программе фестиваля, который всегда позиционирует себя ещё и как школу (а потому проводит обширную образовательную программу и организует встречи с художниками), важное место занимает мастер-класс Стюарт для профессионалов, куда наверняка соберутся все, кто так или иначе занимается современным танцем.

Must-learn

В этом году у «Территории» не только обширная образовательная программа для студентов, которые набираются по конкурсу со всей России (а иногда даже стран СНГ и Балтии), но ещё и цикл крайне интересных публичных лекций и встреч под кураторством театрального критика Дины Годер. Все они так или иначе посвящены теме тела: «Тело в театре и в обществе», «Тело в театре новых технологий», «Подростковое тело в искусстве, театре, социальные табу», «Тело травмы», «Тело голоса», «Тело на войне и в катастрофе». Примечательно, что читать лекции и участвовать в паблик-токах будут не только известные критики, кураторы и театроведы, но и антропологи, танцтерапевты, физиологи и психологи, то есть люди, обычно театральными обсуждениями не охваченные. Думаю, это важный почин, и хочется пожелать, чтобы на следующем — 15-м по счёту — фестивале он обязательно продолжился.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: «Пять лёгких пьес» (режиссёр: Мило Рау)