В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок февраля. «Великий кормчий» в Александринке, Сорокин на Таганке и Чехов вверх тормашками: топ-6 премьер двух столиц, которые помогут пережить последний месяц зимы.
Санкт-Петербург
Театр балета Бориса Эйфмана (на сцене Александринского театра)
6, 26, 27 февраля

Постановка «Эффект Пигмалиона». Театр балета Бориса Эйфмана (на сцене Александринского театра)
В 1970-х Борис Эйфман начинал с миниатюр на музыку Pink Floyd и Yes, противопоставляя своё фрондёрство академической скуке официозного советского театра. Сегодня его вотчина — арт-мейнстрим: симбиоз высокой культуры и масскульта, авторского и жанрового театра, балета и безукоризненно поставленного шоу. В афише театра, носящего имя прославленного хореографа, значатся пересказанная языком танца классическая русская литература («Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Евгений Онегин») и байопики о Родене, Чайковском и Павле I. Когда-то Эйфман уже ставил «Чайку», разыгрывая пьесу Чехова на территории балетного класса: Треплев в том памятном спектакле был приверженцем танцевального модерна, а Тригорин — хореографом-беллетристом. Теперь дверь на профессиональную кухню приоткрывается снова — на этот раз для того, чтобы разыграть там архетипический сюжет о художнике, влюбившемся в собственное творение. В «Эффекте Пигмалиона» преуспевающий исполнитель бальных танцев решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку — под музыку Иоганна Штрауса-сына и в декорациях лучшего российского театрального художника Зиновия Марголина.
Александринский театр, режиссёр Валерий Фокин
22–24 февраля

Валерий Фокин. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Похоже, что едва ли не самая болезненная и актуальная для сегодняшней России тема исторической памяти и исторических травм претендует в театральном сезоне 2018/2019 на роль центральной. В минувшем сентябре в «Славе», постановке по стихотворной пьесе 1936 года, БДТ занимался ревизией «наследия прошлого», идеологии и эстетики сталинизма — и вот полгода спустя эстафету подхватывает Александринка: худрук старейшего театра страны Валерий Фокин выпускает спектакль об одном из самых кровавых диктаторов в истории человечества. Инсайдеры предупреждают: премьера хоть и основывается на недавно открытых архивных документах, но нимало не похожа на традиционный байопик. «Рождение Сталина», где роль молодого Джугашвили исполнит артист Владимир Кошевой, а в роли «отца народов» выйдет народный артист России Пётр Семак, — это скорее театральное исследование тех универсальных законов трансформации человеческой души, которые способствовали превращению молодого революционера Иосифа Джугашвили в «великого кормчего».
MotherFatherSistersBrother
БДТ имени Г. А. Товстоногова, режиссёр и сценограф Сергей Ларионов
24 февраля
За вековую сценическую историю «Трёх сестёр» чеховский материал устал и потерял эластичность: как показывает опыт российского театра последних лет, преодолеть исчерпанность чеховской драматургии можно лишь радикальным остранением, как у Тимофея Кулябина, сыгравшего пьесу на жестовом языке, или занявшись её деконструкцией, как у Дмитрия Крымова или Юрия Бутусова. Такая тактика не просто сняла инерцию восприятия материала, заигранного и заслушанного до дыр, но помогла отечественной сцене заново открыть Чехова как художника-модерниста, как предтечу абсурдистской драматургии с её погружённостью в безвременье и действием без мотивов и последствий. Неслучайно в самой живой из недавних трактовок «Трёх сестёр» режиссёр Сергей Ларионов пользовался инструментарием танцтеатра и микшировал канонический текст пьесы с Беккетом и Ионеско. Спектакль с запоминающимся названием MotherFatherSistersBrother недолгое время игрался на независимой площадке «Скороход», был номинирован на театральную премию «Прорыв» и имел все шансы обрести статус культового, но, как это часто бывает с андеграундными проектами, быстро сошёл с репертуара. Теперь Ларионов создаёт новую версию постановки — на Малой сцене БДТ и с участием резидентов легендарной труппы.
Москва
Театр на Таганке, режиссёр Константин Богомолов
7, 8 февраля

Постановка «Теллурия». Владимир Сорокин, Ирина Апексимова, Константин Богомолов
После инсценировки романа «Лёд» в Варшаве и экранизации рассказа «Настя» неординарный режиссёр нового русского театра вновь возвращается к прозе одного из крупнейших отечественных писателей наших дней — на этот раз на сцене Театра на Таганке. Спектакль Константина Богомолова интересно будет сравнить с первой в истории постановкой «Теллурии», которую Марат Гацалов осуществил в Александринке вскоре после публикации романа. Тогда было очевидно, что текст Сорокина невозможно ставить, так сказать, впрямую — сочиняя многочасовую эпопею, инсценируя главу за главой, выводя на сцену фигурирующих в «Теллурии» кентавров, крестоносцев, маленьких людей и великанов. Трикстер и интеллектуал Богомолов наверняка найдёт ключ к эмблематическому роману позднего Сорокина, действие которого разворачивается на кладбище культурных кодов, отработанных цивилизацией: «Теллурия» рассказывает об окружающей нас современной реальности с её тотальной относительностью всего и вся, с невозможностью увидеть цельную картину происходящего. Премьеру готовит актёрская дрим-тим: Александр Збруев, Сергей Епишев, Игорь Миркурбанов и Сергей Чонишвили — плюс директор Таганки Ирина Апексимова и сам Константин Богомолов.
Театр Наций, режиссёр Алексей Франдетти
21–24, 26–28 февраля

Постановка «Стиляги». Режиссёр Алексей Франдетти
Мода на мюзиклы пришла в Москву в самом начале нулевых: только ленивый тогда не обсуждал достоинства и недостатки спродюсированного Филиппом Киркоровым «Чикаго» и не выискивал дефицитные билеты на «Кошек» Эндрю Ллойда Уэббера. Мюзикл был смутным объектом желания столичной сцены, привлекавшим интерес, как водится, своей недоступностью: скептики вполне справедливо замечали, что западный формат не выдерживает проверки российской действительностью, что у нас нет актёрской школы, готовящей профильных специалистов, а главное — нет самого Бродвея, то есть отсутствует особый социальный и ментальный тип, воплотившийся в жанр. Ситуация радикально изменилась в 2010-х, когда выяснилось, что мюзикл нужен решительно всем — от безвестных прокатных площадок до статусных драматических театров: усилия по перенесению чуждого вроде бы жанра на новую социокультурную почву стали наконец приносить свои плоды. Мало кто сделал для этого процесса больше, чем режиссёр Алексей Франдетти: главный в России специалист по лёгкому жанру и двукратный лауреат «Золотой Маски» выпускает в Театре Наций спектакль «Стиляги», сюжет которого знаком широкой публике по одноимённому кинофильму Валерия Тодоровского.
«Гоголь-центр», хореографы Иван Естегнеев и Анна Абалихина
27, 28 февраля

Постановка «Спящая красавица». Хореографы Иван Естегнеев и Анна Абалихина
«Спящая красавица» для новейшей истории танцтеатра — название знаковое: для каждого нового поколения хореографов попытка переосмыслить бессмертный балет Чайковского и Петипа неизбежно превращалась в декларацию о намерениях, в творческий манифест. Так было и у великого постмодерниста Матса Эка, у которого принцесса Аврора конца ХХ века видела героиновые сны, и у клипмейкера Мэтью Борна, ставившего танцевальный блокбастер и расширявшего сценический вокабулярий типично кинематографическими приёмами. Единственное, что объединяло эти столь не схожие между собой спектакли, — саморефлексия балетного театра, пытающегося осмыслить себя в стремительно меняющемся культурном ландшафте рубежа веков. Названный сверхсюжет станет ключевым и в новой московской «Спящей»; в том, что её создают два протагониста отечественного contemporary dance, есть нечто глубоко символичное: на Малой сцене «Гоголь-центра» Иван Естегнеев и Анна Абалихина расскажут свою версию сказки Перро под музыку Чайковского, пересочинённую композитором-электронщиком Алексеем Наджаровым.
Текст: Дмитрий Ренанский
Заглавная иллюстрация: постановка «Спящая красавица» (хореографы: Иван Естегнеев и Анна Абалихина)