В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок октября. Опера о Ленине, золото Театральной олимпиады и прощание с Эймунтасом Някрошюсом: топ-5 спектаклей, которые помогут справиться с межсезоньем.
Санкт-Петербург
Танцевальная компания L-E-V, на сцене Молодёжного театра на Фонтанке, хореограф Шарон Эяль
17, 18 октября
Говорим «израильский театр» — подразумеваем «современный танец»: неслучайно остроумцы утверждают, что contemporary dance возник в Израиле задолго до основания самого государства — мощные ростки «Инбала» и «Батшевы» появились на почве, которую ещё в 1930-х разрабатывала гранд-дама европейского хореографического авангарда Гертруда Краус. «Золотая Маска» и Театральная олимпиада объединили усилия для того, чтобы ввести в российский контекст ещё одного важного игрока израильского современного танца — компанию L-E-V. Хореографы Шарон Эяль и Гай Бахар посвятили свой диптих Love Cycle (первая часть — OCD Love, вторая — Love Chapter 2) тем, кто болен обсессивно-компульсивным расстройством, опыт борьбы с которым исследовал поэт Нил Хилборн, по чьей пьесе поставлен спектакль. Впервые за пределами Израиля он был показан летом 2016-го, на статусном фестивале Montpellier Danse, где произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Три года спустя танцовщики из L-E-V показывают Love Cycle в Петербурге — уже в статусе признанных корифеев мирового contemporary dance.
Старый театр в Кракове, на сцене Александринского театра, режиссёр Ян Клята
25, 26 октября
Афиша Театральной олимпиады сталкивает лицом к лицу два опыта радикального прочтения шекспировских трагедий: Старый театр привозит на историческую сцену Александринки «Короля Лира», индийский «Театр Хорус» сыграет на Новой «Макбета». Худрук легендарной краковской труппы Ян Клята по привычке переносит действие «Короля Лира» в обобщённо трактованную современность: события спектакля разворачиваются в подземельях Ватикана, Лир здесь — отказывающийся от власти Папа Римский. В «Макбете» один из протагонистов сегодняшней индийской драмы Ратан Тиам нащупывает точки пересечений между традициями азиатского театра и языком современного театра. Этот диалог между восточным и западным Шекспиром будет любопытно спроецировать на громкие постановки пьес Барда, показанные в Петербурге за последние годы: от «Африканских сказок Шекспира» Кшиштофа Варликовского до «Двенадцатой ночи» Томаса Остермайера.
Москва
Toneelgroep Amsterdam, на сцене Театриума на Серпуховке, режиссёр Саймон Стоун
16, 17 октября
К своим 34 годам австралиец Саймон Стоун завоевал репутацию сверхновой звезды европейской сцены — он работает в лучших театрах Германии, Франции и Швейцарии, от парижского «Одеона» до венского Бургтеатра. Стоун ставит Чехова, Ибсена и античных трагиков, переписывая хрестоматийные тексты от первого до последнего слова, то есть работая с ними как с канонизированными мифами, известными всем и каждому, и проецируя их сюжетные коллизии на экран современности. В этом году Стоун стал главным героем столичной сцены: весной «Золотая Маска» и Чеховский фестиваль показывали его «Трёх сестёр» и «Йуна Габриэля Боркмана», теперь эстафету перенимает фестиваль «Территория». Свою «Медею», выпущенную в театре Toneelgroep Amsterdam, Стоун сочиняет, отталкиваясь от реальной истории американки Деборы Грин: переживая тяжёлый развод, в 1995 году она сожгла собственный дом вместе с находившимися в нём детьми.
Электротеатр Станиславский, режиссёр Борис Юхананов
17–19 октября
Мировая премьера оперы композитора Дмитрия Курляндского и режиссёра Бориса Юхананова состоялась летом 2017 года на Holland Festival — и копродукция столичного Электротеатра Станиславский с амстердамским форумом вскоре после первых показов вошла в историю. Европейский фестиваль класса «А» впервые за много десятилетий стал не просто сопродюсером, но заказчиком новой постановки театра из России. Два года спустя постановка по трагедии Сенеки и эссе Льва Троцкого о Ленине, жанр которой авторы определяют как «опера-операция», будет впервые представлена в Москве. В Амстердаме её показывали на просторной площадке Muziekgebouw, в Электротеатре «Октавии» предстоит вписаться в формат камерной сцены, поэтому вполне вероятно, что полуторачасовой междисциплинарный проект на стыке актуальной музыки, инсталляции и театра изменит свои очертания при переезде в Москву. Неизменными останутся лишь опорные точки спектакля, без которых невозможно представить «Октавию»: бесшумно вращающаяся вокруг своей оси исполинская голова Ленина, армия терракотовых гигантов, электронные ремиксы «Варшавянки».
«Цинк»
Молодёжный театр Литвы, на сцене Театра Наций, режиссёр Эймунтас Някрошюс
23, 24 октября
Премьера «Цинка» Эймунтаса Някрошюса ещё заочно выглядела событием экстраординарным: осенью 2017-го великий литовский режиссёр возвращался на сцену, с которой 40 лет назад началась его карьера. «Квадрат», «Пиросмани, Пиросмани», «И дольше века длится день», «Дядя Ваня» — без этих спектаклей, выпущенных в Молодёжном театре Литвы в 1980-х, невозможно представить ни судьбу самого Някрошюса, ни новейшую историю европейского театра. «Цинк» выделялся в биографии режиссёра и выбором материала для спектакля: Някрошюс, поставивший главные трагедии Шекспира, тексты из Ветхого Завета и «Фауста», крайне редко обращался к текстам современных писателей. Постановка по «Цинковым мальчикам» Светланы Алексиевич стала одним из последних спектаклей мастера, ушедшего из жизни прошлой осенью, так что два её показа на фестивале «Территория» станут прощанием столичной публики со своим кумиром.
Текст: Дмитрий Ренанский
Заглавная иллюстрация: «Король Лир» (режиссёр: Ян Клята; Старый театр в Кракове)