6 марта 2019

Выбор критика: музыкальные события марта от Гюляры Садых-заде

Бехзод Абдураимов.

Март определённо порадует меломанов обилием событий, хороших и разных: ансамблям-гастролёрам и фестивалям несть числа, и хотя Петербург традиционно уступает Москве по интенсивности концертно-театральной жизни, всё-таки и в Cеверной столице найдётся кое-что интересное, весёлое и даже интригующее, что поможет изнурённым горожанам пережить последние содрогания затянувшейся зимы.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Санкт-Петербургская филармония
9 марта, БЗФ
Вечер фортепианных фантазий

Пётр Лаул. Фото: Станислав Левшин. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

Игру Петра Лаула, пианиста петербургской школы, отличают неброская элегантность стиля, интеллектуализм и академическая строгость, сквозь которую проступает подлинная поэтичность чувств и мыслей. Со времени победы на трёх конкурсах (два в Бремене и конкурс Скрябина в Москве) пианист обрёл международную известность, однако непременно, несколько раз в сезон, выступает в Малом и Большом залах Филармонии, как правило — с нетривиальными программами. Нынешний его клавирабенд представляет нечто вроде исторического экскурса и посвящён эволюции жанра фортепианной фантазии. Фантазийность как музыкально-эстетическая категория предполагает свободную, не скованную строгими правилами манеру подачи и развёртывания музыкального материала и повышенную восприимчивость исполнителя к прихотливым извивам формы и парадоксальному чередованию контрастных эпизодов. Интересно, что для начала Лаул выбрал не популярную Фантазию до минор Моцарта, но несколько реже играемую ре-минорную, погружающую слушателя в атмосферу элегической мечтательности. Это настроение поддержит и меланхолический мотив из Фантазии соль минор Бетховена. Знаменитая фантазия Шуберта «Скиталец» внесёт романтическую порывистость и мятежное волнение. Программа составлена по нарастающей, так что завершится вечер масштабной Фантазией до мажор Шумана, в трёх частях, которой автор предпослал весьма многозначительный эпиграф из Фридриха Шлегеля: «В пёстром шуме жизни один тихий тон слышится тому, кто тайно прислушивается».

Отечественный минимализм и не только
17 марта, МЗФ

Алексей Любимов. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

«Музыка печальная, почти трагическая» — так называется опус Александра Рабиновича-Бараковского, композитора и пианиста «родом из 70-х», в своё время благополучно эмигрировавшего из СССР во Францию, затем переместившегося в Швейцарию и на долгие годы ставшего спутником жизни и партнёром выдающейся пианистки ХХ века Марты Аргерих. Именно с пьесы Рабиновича-Бараковского — соратника по прорывным выступлениям 90-х — начнёт свой сольный концерт Алексей Любимов, знаменитый пианист, основатель кафедры клавишных инструментов Московской консерватории и великий специалист как по новой и новейшей, так и по раннеклассической музыке. Любимов превосходно разбирается в тонкостях расшифровки генерал-баса в сочинениях барочных и классических композиторов; он первым исполнял у нас сочинения Кейджа и Райха. Но на сей раз он отдал предпочтение опусам отечественных композиторов-минималистов. За произведением Рабиновича последует пространная пьеса Валентина Сильвестрова «Два диалога с послесловием». А затем состоится мировая премьера «Шуманианы» Павла Карманова. Второе отделение принесёт отдохновение от минималистических штудий и репетативных техник: будут исполнены все четыре баллады Фридерика Шопена.

Римскому-Корсакову посвящается
18 марта, БЗФ

Александр Титов. Фото: Станислав Левшин

В марте весь музыкальный Петербург готовится пышно и разнообразно отмечать 175-летие Николая Андреевича Римского-Корсакова, одного из самых важных и значительных композиторов в истории русской музыки. СПБ ГАСО под управлением Александра Титова исполнит программу, сплошь составленную из rarity, редко звучащих опусов Римского-Корсакова, в числе которых — даже блестящая по оркестровому письму фантазия «Испанское каприччио», уж не говоря о Концерте для фортепиано с оркестром (солистка — Зарина Шиманская) и красочной сюите «Ночь на горе Триглаве» из третьего акта оперы «Млада». В кантате «Свитезянка» сольные партии исполнят Роман Арндт и солистка Мариинского театра Жанна Домбровская.

Клавирабенд Ефима Бронфмана
21 марта, БЗФ

Ефим Бронфман. Фото: Фрэнк Стюарт. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

Ефим Бронфман — пианист высочайшего класса, с мировой известностью, и потому в особых представлениях не нуждается. Он выступает на лучших филармонических сценах мира, с самыми знаменитыми оркестрами и дирижёрами, собрал на своём веку множество премий и наград, включая «Грэмми». В Петербурге играет крайне редко; тем более не стоит пропускать его сольный концерт. Блеск и мощь его неподражаемого туше и подкупающая свобода, с которой он извлекает из рояля звончато-рассыпчатые звучания, доказывают: Бронфман — истинный виртуоз. Что вовсе не исключает интеллектуализм и фантазию, отличающие его трактовки. В программе вечера — пленительная «Юмореска» Шумана, «Бергамасская сюита» Дебюсси и гениальная До-минорная соната Шуберта — одна из трёх последних «больших сонат», полная «божественных длиннот», слушая которые хочешь, чтобы эта музыка длилась вечно.

Многообещающий дебют
31 марта, БЗФ

Максим Емельянычев. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

Когда видишь имя Максима Емельянычева, красующееся на афише Большого зала Филармонии, так и хочется воскликнуть: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!» Наконец-то Филармония решилась пригласить для дебютного выступления с первым филармоническим оркестром молодого дирижёра, который уже доказал миру свою профессиональную состоятельность и необычайную одарённость, причём пригласила, не дожидаясь, пока он забронзовеет и покроется патиной времени. Емельянычев успел поработать с неплохими европейскими оркестрами, продирижировать «Похищением из сераля» Моцарта в Цюрихской опере, выступает с барочным оркестром Il Pomo d’Oro («Золотое яблоко»), а с будущего сезона возглавит Шотландский камерный оркестр. Емельянычев — музыкант универсальный: он играет на клавесине (и прочих клавишных инструментах) со сверхъестественной ловкостью и мастерством, отлично разбирается в тонкостях барочного исполнительства, а в 2013 году был удостоен спецприза «Золотой Маски» за исполнение партии хаммерклавира в опере «Женитьба Фигаро». В Санкт-Петербургской филармонии Максим представит музыку трёх столетий: «Лондонскую» симфонию Гайдна № 95 до минор, до-минорную Первую симфонию Брамса, которую называют иногда Десятой симфонией Бетховена; а между этими двумя сочинениями, репрезентирующими стили венского классицизма и немецкого романтизма, вклинится буйная, необузданная музыка «Скифской сюиты» Прокофьева, составленная из фрагментов раннего балета «Ала и Лоллий». Чрезвычайно любопытно, как Емельянычев справится с двойным вызовом: укротить самонадеянный и притом весьма консервативный оркестр ЗКР и предложить оригинальные интерпретации симфоний Брамса и Гайдна, уж не говоря о «варваризмах» «Скифской сюиты». Похоже, этот концерт обещает стать захватывающе интересным музыкальным приключением.

Мариинский театр

В первом месяце весны в Мариинском театре пройдут три крупных фестиваля: «Поющая Масленица» с 3 по 10 марта, традиционный Фестиваль балета «Мариинский» с 21 по 31 марта и очень важный юбилейный фестиваль «Римскому-Корсакову — 175» с 17 марта по 12 апреля, в рамках которого на разных сценах Мариинки покажут все без исключения оперы Николая Андреевича. Но и это еще не всё: параллельно в концертных залах с 21 по 24 марта будет идти III Международный фестиваль арфы «Северная лира». Событий много, и афиша марта выглядит калейдоскопично, зато каждый найдёт то, к чему лежит душа.

«Пиковая дама»
8 марта, Новая сцена

Давать аккурат в Международный женский день самую мрачную и трагическую оперу Петра Ильича Чайковского, о разбитой любви и попранных надеждах, приправленную толикой типично петербургского безумия, — шаг рискованный, но, пожалуй, оправданный. Постановка Алексея Степанюка / Александра Орлова вполне толерантна по отношению к базовым смыслам оперы и довольно точна в обосновании образных характеристик персонажей. И хотя атмосфера оперы отнюдь не празднична, стоит пойти на спектакль, чтобы послушать Владимира Галузина в партии Германа и Алексея Маркова в партии князя Елецкого. Несомненно, хорош будет и Владислав Сулимский в партии князя Томского. За дирижёрским пультом — Павел Смелков.

Оммаж Римскому-Корсакову
17 марта, Новая сцена

Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра. Фото: Валентин Барановский. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Торжественный гала-концерт на Новой сцене откроет программу юбилейного фестиваля, посвящённого Римскому-Корсакову. В программе — главный хит русской музыки: красочно иллюстративная симфоническая сюита «Шехеразада», с великолепно выписанными маринами и выпуклыми, картинными темами с ориентальным колоритом. Засим последуют ранняя симфоническая поэма Николая Андреевича «Антар» и его же Концерт для фортепиано с оркестром, в котором солирует юное дарование Александр Малофеев — лауреат многочисленных юношеских конкурсов (включая юношеский конкурс Чайковского). За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев.

«Псковитянка»
18 марта, Новая сцена

Оперный марафон, посвящённый Римскому-Корсакову, начнётся с возобновления раритетной постановки «Псковитянки» — спектакля 1952 года с музейными декорациями и костюмами легендарного русского художника-сценографа Фёдора Федоровского, которые сами по себе восхищают подробной проработкой сценического пространства и вещного мира, той чарующе старомодной живописностью, что сообщает зрелищу привкус аутентичности. По случаю юбилея к ранней опере по драме Льва Мея решено приставить пролог «Боярыня Вера Шелога», где рассказывается о событиях, предшествующих основному повествованию. В результате общая продолжительность спектакля составит 4 часа 25 минут. За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев. Обе главные женские партии — Веры Шелоги в прологе и её дочери, княжны Ольги, в «Псковитянке» — споёт Ирина Чурилова, партию царя Ивана Грозного — Станислав Трофимов.

МОСКВА

«Русалка»
6 марта, Новая сцена Большого театра

Долгожданная премьера «Русалки» Дворжака — одного из самых поэтичных творений в истории оперы — вызывает повышенный интерес. И отнюдь не только потому, что «Русалки» в репертуаре Большого давно не было, но и потому, что ставит оперу не кто иной, как Тимофей Кулябин — тот самый Кулябин, чей спектакль «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета был с треском и скандалом снят, не пройдя и трёх раз: снят после судебного разбирательства, вынесшего, к слову, вердикт в пользу постановщика, что не помешало убрать спектакль из репертуара театра. А ещё он создал удивительную постановку «Трёх сестёр» по Чехову, которая была показана и внутри России, и в Европе — везде с неизменным успехом. Оперный опыт Кулябина пока невелик: после злополучного «Тангейзера» были «Дон Паскуале» Доницетти в Большом театре и «Риголетто» в Оперном театре Вупперталя. Однако театральное мышление Кулябина свежо и живо, и это внушает надежду на то, что «Русалка» будет как минимум интересной. Обнадёживает и то, что музыкальной частью постановки руководит Айнарс Рубикис, талантливый дирижёр из Латвии, работавший с Кулябиным в Новосибирске. На основные партии заявлены ведущие певцы из труппы Большого театра.

Московская филармония

«Воображаемая симфония» Рамо
9 марта, КЗЧ

Марк Минковски приезжает в Москву со своим оркестром «Музыканты Лувра», и это почти сенсация. Оркестр, играющий на исторических инструментах, завоевал славу одного из лучших барочных коллективов. Сам Минковски, за последние 30 лет целенаправленно мигрировавший от барочного в сторону классического, романтического репертуара и даже в сторону импрессионистов — незабываемой стала его «Пеллеас и Мелизанда» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 2007 году, — ныне работает в ведущих оперных театрах Европы и сотрудничает с лучшими фестивалями, такими как Зальцбургский. Однако не порывает и с барочной музыкой. В Москву «Музыканты Лувра» привозят одну из наиболее знаменитых своих программ — «Воображаемую симфонию», составленную из самых вкусных инструментальных фрагментов, нащипанных из разных опер и балетов Рамо (как известно, Рамо симфоний не писал, и вообще этот жанр во времена Рамо ещё не сложился). Искусно скомпонованная сюита была записана на CD в 2005 году и с тех пор стала визитной карточкой оркестра. Дополнит программу вечера музыка из балета Глюка «Дон Жуан» — сочинения, очень важного для эволюции глюковского стиля, где он предвосхитил музыкальные открытия «Орфея и Эвридики».

Концертный зал «Зарядье»

Kronos Quartet возвращается
6 марта, Большой зал

Kronos Quartet. Фото: Джей Блейксберг. Предоставлено пресс-службой концертного зала «Зарядье»

Легендарный Kronos Quartet из Сан-Франциско приезжает в Москву после продолжительного перерыва в 13 лет. Для этого ансамбля считали за честь писать музыку самые знаменитые композиторы: Джордж Крам, Джон Адамс, Стив Райх, Филип Гласс, Хенрик Гурецкий, Арво Пярт, Кайя Саариахо, Освальдо Голихов. Всего же для квартета за 55 лет его существования было написано в общей сложности около 900 новых сочинений, он выпустил около 40 альбомов с записями новой музыки.

В Москву Kronos Quartet привозит программу, составленную вперемешку из опусов очень известных и совершенно неизвестных у нас композиторов. К числу первых относятся Владимир Мартынов, Кшиштоф Пендерецкий, Астор Пьяццолла и Терри Райли. К неизвестным причислим Александру Вербалову, Антонио Хаскелла и Николь Лизе. Отчётливое этнонаклонение привносят в программу Ислам Чипси, Konono № 1 в обработке Йерека Бишоффа и пьеса «Дом восходящего солнца», снабжённая подзаголовком Traditional.

La Voce Strumentale и Дмитрий Синьковский
8 марта, Большой зал

В честь Международного женского дня барочный ансамбль, основанный скрипачом и дирижёром Дмитрием Синьковским, сыграет «Времена года» Вивальди, цикл из четырёх концертов для струнного ансамбля и солирующих инструментов. И надо думать, сыграет превосходно: ансамбль создан относительно недавно, в 2011 году, но уже успел завоевать европейское признание как один из самых продвинутых российских коллективов, специализирующихся на исторически информированном исполнительстве. Изящество и яркость подачи, гибкое и непринуждённое музицирование, потрясающая ансамблевая чуткость отличают игру La Voce Strumentale, который часто выступает с известными солистами, например, с певицей Юлией Лежневой. Но в этот вечер в Концерте для лютни солирует Лука Пианка, а в струнных концертах — сам Дмитрий Синьковский и Мария Крестинская. Программу дополнит кантата Вивальди Cessate omai, cessate, партию контратенора споёт всё тот же Синьковский.

Клавирабенд Бехзода Абдураимова
13 марта, Большой зал

Бехзод Абдураимов. Фото: Ниссор Абдуразаков. Предоставлено пресс-службой концертного зала «Зарядье»

Темперамент и виртуозность Бехзода Абдураимова, пианиста родом из Ташкента, учившегося у Станислава Юденича в США, впечатляют с первых же взятых им аккордов. Но ещё больше поражают в нём умение логично выстраивать форму сочинения и чёткость артикуляции, при которой не пропадает ни грана музыкального текста. Обострённая музыкальность Бехзода сочетается с самоконтролем: это похоже на поток раскалённой лавы, клокочущей в глубине сковывающей его скалистой породы.

Концерт — из разряда обязательных к посещению. Тем более что и программа замечательная, богатырская, из разряда «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!». В первом отделении — концептуальный цикл Мусоргского «Картинки с выставки», во втором — Сюита из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в переложении для фортепиано.

Камерный оркестр Europa Galante
14 марта, Большой зал

Знаменитый барочный коллектив Europa Galante, основанный и руководимый Фабио Бьонди, выступит с британским певцом Йеном Бостриджем, одним из самых рафинированных певцов нашего времени, который равно блестяще владеет и барочным и романтическим репертуаром. В программе — инструментальные сочинения Дарио Кастелло, Джироламо Фрескобальди и Карло Фарины, а также арии и мадригалы Клаудио Монтеверди. Вечер обещает изысканные музыкальные удовольствия.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: Бехзод Абдураимов. Предоставлено пресс-службой концертного зала «Зарядье»