13 февраля 2019

Выбор критика: топ-10 событий из мира искусства, которые скрасят ожидание весны

Люсьен Фрейд Девушка с котенком 1947 © Tate

Будьте уверены, вы и не заметите, как наступит весна, если вместе с нами окунётесь в гущу событий из мира искусства, обещающих если не глубокий катарсис, то хотя бы свежий экспириенс. Из этого инсайдерского обзора вы узнаете о подпольном Кунстхалле в самом центре Петербурга, новом челлендже галериста Марины Гисич, высокохудожественных «па» новых и старых медиа, а также поймёте, куда катится ярмарка Frieze в нынешнем сезоне и где найти тот рай, который построил профессор Вудман.

Kunsthalle nummer sieben от «Север-7»
Большая Зеленина ул., 21, Санкт-Петербург
Конец февраля

Пространство Kunsthalle nummer sieben

«Север-7» — это не просто художественная группа, а настоящая фабрика по производству искусства, да ещё такая эффективная, что, кажется, она способна заменить собой все необходимые арт-институции или, по крайней мере, восполнить их недостающее количество. Она не только вдохнула новую жизнь в чахнущее от безвольности петербургское искусство, но и бодро встряхнула весь отечественный рынок своими независимыми ярмарками. На последнюю, к слову, приезжал посмотреть даже гуру российского арт-бизнеса Владимир Овчаренко в процессе подготовки собственного нового проекта — ярмарки DA!MOSCOW. Но сейчас не о ней, а о главной новости петербургского февраля — открытии группой «Север-7» подпольного Кунстхалле, нового независимого выставочного пространства. «Северяне» обещают, что оно будет походить на типичный берлинский подвал, где в полной мере продемонстрировать себя сможет новое поколение петербургских художников. Откроется Кунстхалле кураторским проектом Александра и Лизы Цикаришвили «1. ich bin allein», где мы и узнаем всю правду о манифесте Kunsthalle nummer sieben.

Нестор Энгельке. «Архитектурное бюро “Вудман и партнёры”, или Как я построил свой Рай»
Anna Nova Gallery, Санкт-Петербург
15 марта — 20 апреля

Нестор Энгельке. Страница из Деревянной книги об архитектуре. Дерево, эмаль, деревопись. 2018. Собственность художника

Нестор Энгельке — единственный участник группировки «Север-7», который ещё не успел щегольнуть своей персональной выставкой. По всей видимости, галеристы не разглядели коммерческий потенциал в его работах, исполненных в фирменной технике деревописи (рисунок топором по дереву. — Ред.), но галерея Anna Nova решила доказать обратное и пригласила художника построить (читай — «прорубить») собственный Рай в её пространстве. Инсталляции, сооружённые по авторскому проекту архитектора Вудмана (в таком амплуа предстанет художник), обещают превратить галерею в самое настоящее архитектурное бюро. Оно и будет являть тот самый Эдем, но не сошедший с экзотических картинок рекламы «Баунти», а представляющий собой симулякр места, где архитектору удаётся скрыться от ежедневной рутины. О ней могут напоминать только щепки и опилки, своеобразные артефакты ударов топора, с помощью которых Вудман рассекает действительность в попытках построения нового ландшафта из обломков собственной мечты о конструктивном. 

Ярмо Мякиля. «Ландшафты сознания»
Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург
9 февраля — 31 марта

Вид экспозиции Ярмо Мякиля «Ландшафты сознания». Marina Gisich Gallery

В преддверии 20-летия Marina Gisich Gallery решилась на новый челлендж: добавить в свой пул художников — европейца. Да ещё какого! Ярмо Мякиля хоть и житель практически родной для петербуржцев Финляндии, но считается большой величиной в западном мире. Сама Марина Гисич признаётся, что еле уговорила Кая Форсблома, чья галерея является материнской для художника, поделиться с нею этим автором. Российские галереи редко идут на подобные риски, поскольку среди коллекционеров (и не только у нас) в большинстве случаев принято покупать «своих художников», то есть соотечественников. Такой ход для галереи, с одной стороны, ещё один шанс зафиксировать собственное место на европейском рынке, а с другой стороны — проверка на степень международности. Как бы там ни было, для зрителя это редкая возможность увидеть работы мэтра европейской художественной сцены и просто современную живопись высокого класса. Выставка отсылает к психоаналитическому термину mindscapes, давшему название серии автобиографических полотен Мякиля, чьи сюжеты основаны на сценах из жизни подростков, находящихся на пороге взросления.

«Эпизод»
Планетарий № 1, Санкт-Петербург
15 февраля

Аудиовизуальный перформанс петербургского объединения МИФ. В рамках Science Fest 2019. Планетарий № 1

Нет, речь пойдёт не о «Звёздных войнах», а о проекте диджитал-художника Ильдара Якубова, выступившего в этот раз куратором ночной тусовки с элементами искусства новых медиа. Организаторы мероприятия, претендующего на размах фестиваля Ars Electronica, ежегодно проходящего в австрийском Линце, обещают гостям новый экспириенс, не поясняя толком его специфики. Известно, что посетители смогут насладиться аудиовизуальными инсталляциями, в том числе от австрийского гостя Monocolor и ветерана российской сцены Prisheletz. Участником действа станет и художник Андрей Свибович, который в своей программе обещает эксперименты с экстремальным диапазоном частот, что способно привести человеческий мозг в диссонанс, поэтому людям с гиперчувствительностью рекомендуется воздержаться от прослушивания подобных опытов. Свою работу в Планетарии № 1 покажет и проект 404.zero, авторы которого, Кристина Карпышева и Александр Лециус, хорошо известны завсегдатаям фестивалей электронной музыки. Так что всё это, дорогие читатели, рейв, как пелось в одной известной песне.

«Андеграунд 90-х: Художники на танцполе»
ЦСИ имени Сергея Курёхина, Санкт-Петербург
6 февраля — 16 апреля

Инал Савченков. Игра. 1994

Художники на танцполе — отнюдь не инновация в искусстве, что доказывает выставка в Центре Курёхина, на которой Ольга Тобрелутс собрала произведения петербургского андеграунда 90-х годов, «бывавшие на вечеринках». В это время в город впервые пришёл новый тренд — совмещать танцевальное пространство с экспозиционным. Эпицентром рейволюционных событий был сквот на Фонтанке, 145, — в культовом месте, где располагались не только сквоты-мастерские, но и «Танцпол» — первый частный техно-клуб в России, организованный братьями Алексеем и Андреем Хаасами. Именно там показывали свои работы Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев (Африка), Инал Савченков и многие другие художники, повлиявшие на становление особенной эстетики петербургского рейва. Примечательно, что первая большая вечеринка от создателей «Танцпола» прошла в ленинградском Планетарии: это перекликается с сегодняшними событиями в мире молодого искусства. Так что — для грамотного погружения в аудиовизуальную культуру — данная выставка обязательна к посещению перед походом на «Эпизод», ведь, как вы знаете, чтобы стоять, нужно держаться корней.

Allan Tannenbaum. «Studio 54 and Others»
KGallery, Санкт-Петербург
17 февраля — 3 марта

Studio 54. Праздник Хеллоуина. Фото: Аллан Танненбаум

Если копать глубже в историю клубной культуры, то, конечно же, её истоки стоит искать в Нью-Йорке, откуда формат party-выставок был привезён Тимуром Новиковым и его компанией в Россию. Самый же известный клуб Нью-Йорка, да и вообще всего мира, — это, конечно же, Studio 54, где бывал в том числе Энди Уорхол. Среди завсегдатаев числился не только он, но ещё Джеки Кеннеди, Элизабет Тейлор и Трумэн Капоте, которых и запечатлел на своих снимках главный хроникёр ночной жизни 70-х Аллан Танненбаум. Его коллекцию архивных фотографий показывают в KGallery, где, к слову, выставка американского журналиста проходит уже не в первый раз (пару лет назад сюда привозили фотолетопись любви Джона Леннона и Йоко Оно). По экспозиции можно оценить масштаб роскоши и свободных нравов, характерных для американской клубной жизни. Но самое интересное — это сравнить её с постсоветской клубной жизнью, картинку которой даёт выставка «Андеграунд 90-х: Художники на танцполе»: подражание Нью-Йорку, ограниченное устойчивыми моральными нормами и финансовыми средствами, на выходе дало самобытную, как, впрочем, и всё в России, культуру ночной жизни.

«Красота: плюс-минус»
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
2–17 марта

Александр Кондуров. Даная. 2012. Собственность автора

Современное искусство не имеет привычки апеллировать к категории прекрасного, но Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Русского музея и куратор выставки «Красота: плюс-минус», задался поистине ян-фабровской целью найти его во что бы то ни стало. И нашёл целых две сотни работ российских художников, касающихся этой проблематики. В экспозиции можно проследить метаморфозы восприятия красоты, которые происходили за последние 50 лет в художественном поле: от преклонения перед нею до полного отрицания. Но обратите внимание: выставка не даёт беспечно наслаждаться искусством как живописным пейзажем, а держит зрителя в интеллектуальном напряжении. Чем отличаются эстетические взгляды академистов от концептуальных точек зрения на этот счёт? Может ли китч быть прекрасен, словно Даная? Или он обладает совершенно иной природой очарования? Над этими и другими вопросами заставляет задуматься проект, где собраны живопись, графика и скульптура петербургских и московских художников: от таких классиков, как Евсей Моисеенко и Андрей Мыльников, до молодого поколения авторов, в том числе Кирилла Котяшова, Фрола Иванова и Дмитрия Марголина.

«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа»
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
5 марта — 19 мая

Люсьен Фрейд. Девушка с котёнком. 1947. Собственность Tate

Чтобы увидеть работы главных мастеров лондонской школы, наносить визит в столицу Великобритании не придётся: выставка приехала на гастроли в Москву, предварительно побывав в Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. И это очень своевременно: она должна вернуть интерес к классическому формату живописи в эпоху всеобщего помешательства на искусстве новых медиа. Всем известно, что, в противовес моде на абстракцию и концептуализм, приверженцы лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи. Казалось бы, ничего более консервативного помыслить нельзя, но когда глядишь на работы Бэкона и Фрейда, вряд ли в голову приходят мысли о заскорузлой классике. Наоборот, эти произведения убеждают в том, что живопись может быть не менее провокационной и даже токсичной в художественном плане, чем инсталляции, реди-мейды, инвайронменты, онлайн-интервенции и прочие изобретённые не так давно формы современного искусства. Что касается меня, то долгое любование работами Фрэнсиса Бэкона вызывает у меня ощущение наркотического опьянения, настолько мощный энергетический импульс заложен художником в рисунок. Так что по силе эмоционального воздействия эта выставка, поверьте, даст фору многим экспериментальным проектам.

Bill Viola / Michelangelo: Life, Death, Rebirth
Королевская академия искусств, Лондон
26 января — 31 марта

Кадр из видео Билла Виолы «Вознесение Тристана». 2005. Фото: Кира Перов. Собственность: Студия Билла Виолы (слева). Микеланджело. Воскресший Христос. Около 1523 (справа)

Одного из самых знаменитых американских художников Билла Виолу называют «Рембрандтом видеоарта», поэтому соседство с великими ему не впервой; тем не менее для любого современного автора совместная выставка с гением эпохи Возрождения — большая честь. Ключевой же вопрос подобных коллабораций: что общего у авторов, что позволяет им выступать в диалоге? И ответом на этот вопрос, пожалуй, может стать главная особенность искусства Виолы, благодаря которой его произведения так выделяются на фоне произведений других художников, работающих с мультимедийными технологиями. Она заключается в том, что самая важная вещь для него — не знание, а таинство. Именно это позволяет ему говорить на одном языке с Микеланджело. В Королевской академии искусств, где в рамках экспозиции соединили 12 видеоинсталляций американского художника и 14 графических работ итальянского скульптора, а также его «Мадонну с Младенцами Христом и святым Иоанном» («Тондо Таддеи»), это удаётся прочувствовать особенно остро, а ещё — ощутить неистовое движение человеческого духа, исходящее от произведений обоих мастеров.

Первая ярмарка Frieze Los Angeles
Лос-Анджелес
15–17 февраля

Лондона и Нью-Йорка для ярмарки Frieze оказалось мало: в нынешнем году она впервые проходит в Лос-Анджелесе, таким образом расширяя свою экспансию в Соединённых Штатах. Как минимум это значит, что Лос-Анджелес претендует на звание ещё одной столицы современного искусства. Более 70 галерей со всего мира продемонстрируют свои стенды на территории киностудии Paramount, ставшей основной площадкой для проведения ярмарки. За некоммерческую программу, которая обещает большое количество сайт-специфик-проектов, в том числе инсталляций, объектов и перформансов, отвечает независимый куратор Али Суботник. Она обещает погрузить зрителей в кинематографичную атмосферу, создающую иллюзию присутствия в таком Нью-Йорке, каким он предстаёт в легендарных голливудских фильмах. Среди участников программы — Пол Маккарти, Тино Сегал, Барбара Крюгер. Если же окинуть взглядом список галерей-участниц, то может закружиться голова: сюда едут все лидеры рынка, в том числе Gagosian, White Cube, Pace Gallery, Galerie Thaddaeus Ropac, David Zwirner… Перечислять можно бесконечно, лучше не тратить время и срочно брать билеты в Лос-Анджелес.


Текст: Саша Карпова

Заглавная иллюстрация: выступление французского художника Mathieu Le Sourd (Maotik) в рамках Science Fest 2019. Планетарий № 1