Основные события крупнейшего в Германии музыкально-театрального фестиваля Руртриеннале происходят в самых, казалось бы, неприспособленных пространствах: на заброшенных заводах и в угольных шахтах Эссена, Дортмунда, Дуйсбурга и Бохума. Индустриальные пейзажи, уникальные по масштабам и формам залы — идеальное место для эксперимента, для поиска новых форм искусства.
Самым выдающимся (и самым дорогостоящим) музыкальным актом на фестивале 2016 года стал монографический концерт Карлхайнца Штокхаузена в Jahrhunderthalle, на котором усилиями четырех оркестров, четырех хоров и четырех дирижеров был исполнен его монументальный пространственно-звуковой опус Carre («Каре»), сочинение 1960 года, где автор воплотил свою идею о звуковой архитектуре. Присутствующие получили редкую возможность сполна оценить мощь произведения и масштабный замысел автора «живьем»: ни одна запись не дает даже отдаленного представления о том, как именно это должно звучать.
Carre исполнили дважды, причем публику попросили пересесть на другие места, дабы она смогла оценить, как меняется звучание в зависимости от места, где ты сидишь: четыре платформы с оркестрами и хорами были размещены по четырем углам зала, и слушатель оказывался в объемном «звуковом котле», поминутно меняющем характеристики звучания. Звук шел и «живьем» от четырех оркестров, и из колонок, размещенных в разных точках зала.
Обрамляли Carre «Песнь отроков» (сочинение 1956 года) и фантастические «Космические пульсации» (2007 года) — чисто электронная музыка, один из самых впечатляющих опусов Штокхаузена, где многочисленные звуковые дорожки сливались в пульсирующий, разнообразно вибрирующий, переливчатый звуковой универсум. «Вот так, наверное, звучит Вселенная…» — билась в висках неотступная мысль. Мозг, пытающийся воспринять и как-то адаптировать к своим возможностям этот мощный энергоинформационный поток, казалось, лопнет от перенапряжения. Штокхаузен и впрямь умел создавать и строить звуковые миры; он вообще мыслил исключительно масштабно, гигантскими объемами и глобальными первичными категориями. Вот почему значение этого поистине исторического концерта трудно переоценить: он оказался соразмерен не только объемам циклопического зала, но и самому фестивалю, амбиции которого простираются на все без исключения виды и формы нового и новаторского искусства.
Текст: Гюляра Садых-заде
Фото на заглавной иллюстрации: Volker Beushausen
Статья была частично опубликована на сайте vedomosti.ru в августе 2016 года